Со 2 сентября по 2 октября 2024 года прошла серия образовательных вебинаров, с участием руководителей и педагогических работников школ городов Грозный (Республика Чечня), Махачкала, Избербаш (республика Дагестан), Кисловодск (Ставропольский край).
Напомним, основная цель данных вебинаров состоит в развитии у педагогического сообщества мотивации к повышению собственных профессиональных (предметной, психолого-педагогической, методической и коммуникативной) компетенций в вопросах построения образовательного маршрута обучающихся с нарушениями зрения, в частности слепых подростков-билингвов.
В рамках данных мероприятий обсуждались проблемы, связанные с организацией и содержательным наполнением коррекционно-образовательного процесса, участниками которого являются обучающиеся с нарушениями зрения (слепые подростки-билингвы). Преподаватели Института психологии и комплексной реабилитации, приглашенные специалисты, являющиеся признанными экспертами в области обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения, освятили вопросы организации коррекционно-образовательного процесса на уровне основной школы, реализации коррекционно-развивающей работы, обучения слепых подростков математике и изобразительному искусству и тифлографике, профориентационной работы со слепыми и слабовидящими обучающимися.
На вебинарах большое внимание уделялось построению индивидуальной образовательной траектории слепых подростков-билингвов. Речь шла о необходимости сбора языкового анамнеза обучающихся для установления актуального состояния их языкового статуса, тесного сотрудничества с их родителями (законными представителями); осуществления индивидуальной работы с обучающимися, основывающейся на учете имеющегося у них опыта общения на языке социализации; применения методических инструментов, ориентированных на данных подростков. Ведь для многих обучающихся данных школ русский язык является лишь языком социализации. Профессионально выстроенная работа по формированию у них функциональной грамотности, социокультурной компетенции и сохранению их этнической идентичности является не только одним из эффективных способов наращивания экономических, производственных и демографических ресурсов Российской федерации, но и инструментом предупреждения возникновения конфликтов на национальной почве. Сегодня в аспекте сложившейся геополитической картины этому вопросу требуется уделять большое внимание.Научный коллектив благодарит всех сотрудников Института психологии и комплексной реабилитации, принимающих деятельное участие в реализации проекта, а также руководителей и педагогическое сообщество образовательных организаций детей с нарушениями зрения из многонациональных республик за плодотворное сотрудничество.