19 декабря 2024 года были подведены итоги Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в рамках XI Всероссийских педагогических чтений памяти И.Я. Лернера. Победителем конкурса выбрана Елена Большакова, студентка 1 курса магистратуры ИИЯ МГПУ по направлению «Педагогическое образование» в рамках профиля «Компаративные исследования в лингводидактике». Организаторами конкурса стали Институт стратегии развития образования РАО и Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. На конкурс были представлены опубликованные и неопубликованные статьи студентов и аспирантов по психолого-педагогической проблематике из городов России и Казахстана. Всего жюри конкурса представило к награждению 92 статьи.
Представляем интервью с победителем.
Каков ваш опыт академической, научной и профессиональной жизни?
«Я закончила бакалавриат по направлению «Педагогическое образование» (Английский язык) в МГПУ. На 4 курсе бакалавриата приняла участие в четырех научных конференциях (МГПУ, ВШЭ, Ереванский государственный университет) с докладами по теме научного исследования в рамках написания ВКР «Формирование лексической компетенции на основе обучения идиомам (английский язык, основное общее образование). Были опубликованы три статьи по данной тематике. В настоящее время учусь на 1 курсе магистратуры ИИЯ МГПУ и преподаю английский язык в школе № 935, о чем, кстати, всегда мечтала».
О чем статья, в чем ее главная мысль?
«Главная мысль статьи — несмотря на то, что при изучении идиом имеют место некоторые затруднения, связанные с их семантизацией и запоминанием, идиомы как культурно-специфичные средства должны активнее внедряться в учебный процесс, поскольку им принадлежит немаловажная роль в развитии не только лексической, но и межкультурной, социокультурной и лингвокультурологической компетенций».
Было ли сложно писать? В чем был главный вызов?
«Свою первую статью я написала и опубликовала под руководством научного руководителя А.В. Жукоцкой, которая вела дисциплины в элективном модуле „Лайхаки для студента: научный текст“. На 4 курсе я уже не испытывала особых трудностей в написании статей, потому что всегда получала конструктивные советы от научного руководителя к.п.н., доц. В.А. Гончаровой».
Что Вы понимаете под наукой в современном мире?
«Я учусь в педагогическом вузе, поэтому охарактеризую науку с педагогической точки зрения: педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни».
Может и должна ли наука быть творчеством (эвристикой)? В чем основное вдохновение ученого?
«Любой творческий процесс имеет эмоциональную окрашенность. Научное творчество не обладает особым самостоятельным значением, как в художественном творчестве, но вместе с тем связано с мотивацией научного познания. Основное вдохновение ученого — это исследовательская активность и познавательные потребности, именно они эмоционально окрашены и делают научное познание потребностью».
Нужна ли научная деятельность учителю ИЯ?
«Учитель — непосредственный творец образовательного процесса, создатель учебных и воспитательных ситуаций, через которые проходит ученик в школе. Разрабатывая уроки и тестовые задания в системе МЭШ, методические разработки, дидактический материал и различного рода пособия на веб-платформах, учитель напрямую соприкасается с научной деятельностью. неразрывно связанной с педагогической деятельностью».
Ваши рекомендации студентам, начинающим научно-исследовательскую работу?
«Участвуйте в конференциях с первого курса, принимайте участие, хотя бы в качестве слушателя. Даже такое пассивное участие будет полезно для понимания специфики науки. А если вы подготовите доклад и выступите, а потом ответите на вопросы — получите отличный опыт. Задумав написать статью, уделите особое внимание сбору материала и выстраиванию его в последовательный, научно аргументированный текст».
Ссылка на статью: Большакова Е.В. «Идиома как ресурс для формирования лексической компетенции при обучении английскому языку в основной школе» в сборнике «Вопросы современной лингводидактики: взгляд молодых исследователей. Материалы I открытой студенческой конференции с международным участием под общей ред. С.В. Михайловой и С.А. Герасимовой».