Зимой 2020 года в МГПУ стартовали семинары Школы образовательной урбанистики — проекта, построенного на осмыслении опыта горожанина и его переносе в контекст образования. Каждое новое обсуждение — шаг к формированию у студентов МГПУ компетенций городского учителя.
Организаторы семинара — сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ Екатерина Асонова, Анастасия Россинская и давний партнер лаборатории по теме открытого образования Максим Буланов — решили узнать друг у друга, откуда у каждого из них появился интерес к образовательной урбанистике и городской тематике в образовании.
Анастасия Россинская:
«Кроме своей педагогической работы я практически всю жизнь занимаюсь разработкой и проведением экскурсий. Рамки класса мне всегда казались очень тесными и узкими. И в какой-то момент эти два направления моей жизни соединились, и я поняла, что город позволяет успешно и без специальных усилий актуализировать то, чему мы учим детей в школе. Поэтому большинство курсов, которые я веду, так или иначе ориентированы на этот подход».
Екатерина Асонова:
«Я занимаюсь детской литературой, и, как это ни странно, ее тоже рассматривают как часть города. Дело в том, что она не входит в состав школьной программы, и предлагая такой материал своим студентам, я невольно „выгоняю“ их за рамки школы: искать эти книги в библиотеке, магазинах, на фестивальных площадках. Поэтому детская современная литература поневоле требует выхода в город. Студентам приходится преодолевать стереотип, когда образование воспринимается как процесс усвоения готового знания, и это огромный труд. Для меня важно дать человеку право выбирать. XXI век говорит о том, что образование непрерывно, а главная компетенция — это критическое мышление, умение коммуницировать, налаживать новые контакты».
Максим Буланов:
«Мы ведем курс, в котором рассказываем о тьюторских практиках Москвы. Я составляю список мест, где практикуют настоящие тьюторы. И мы вместе со студентами ходим в такие места, общаемся с этими практиками, впоследствии анализируя всю информацию для составления авторских карт этих мест. Меняющийся город помогает мне как преподавателю придумать что-то новое, пробовать описывать новые методики».
В конце интервью организаторы Школы образовательной урбанистики обобщили качества и компетенции, необходимые городскому учителю: это зоркость, которая поможет видеть в мегаполисе новые образовательные траектории, смелость пробовать новое, владение исследовательскими компетенциями и желание распространять свой собственный городской опыт.
Посмотреть интервью можно здесь.