Top.Mail.Ru

Интервью с Андреем Коптеловым

Еще одним интересным собеседником, который принял участие в Третьем ежегодном международном симпозиуме «Образование и город: образование и качество жизни в городе», стал Андрей Коптелов, профессор Государственного Университета Сэма Хьюстона.

Андрей Коптелов входит в организационный комитет симпозиума, а также ежегодно становится его спикером, что позволяет ему наблюдать за трансформацией мероприятия. Подробнее об этом читайте в интервью!

Расскажите, пожалуйста, немного о своей профессиональной деятельности: чем Вы занимаетесь и с чем связаны Ваши научные интересы?

Уже девятый год я работаю в государственном университете имени Сэма Хьюстона. Сейчас я занимаю должность профессора педагогического колледжа и в то же время руковожу центром международного образования. Он отвечает за сотрудничество с образовательными учреждениями других стран. В частности, мы очень гордимся тем, что в прошедшем симпозиуме мы стали партнерами МГПУ. Мы также сотрудничаем с университетами Китая, Японии, Коста-Рики. Сейчас, например, мы делаем интересный проект с Восточной Африкой, который позволит студентам из Кении, Танзании и Занзибара использовать мобильные планшетные устройства на основе солнечной батареи. Они будут наполнены учебниками и заданиями для учеников.

То есть можно сказать, что одним из Ваших научных интересов является разработка обучающих компьютерных приложений?

В целом да. До моего нынешнего места работы я 11 лет преподавал в школе, где работал с довольно сложными ребятами. И чтобы как-то привить им интерес к точным наукам, я предложил им делать компьютерные игры, на что они сказали: «Мы не сможем». Я пообещал научить их, но поставил условие: эти игры должны быть по предмету. Пусть это будет та же «стрелялка», но в ней они должны стрелять в какой-то вопрос и затем отвечать на него. Мы стали делать такие игры. Потом я послал этот проект в Национальный научный фонд в США, они оценили эту идею и даже отметили ее грантом. За счет такого подхода удалось по-настоящему увлечь ребят. Два года подряд они показывали лучшие результаты на всех тестах.

Но в проект, который мы делаем сейчас для африканских студентов, мы стараемся закладывать больше методическую основу, так как это все-таки университетский уровень. Впрочем, и своим студентам я тоже предлагаю подобные идеи. Например, в прошлом семестре мы с ними делали обучающую программу для смартфонов. Главной моей целью было научить их создавать такие приложения, чтобы в будущем они могли повторить то же самое в своей профессиональной деятельности. Таким образом обучение идет опосредованно, а студенты действительно увлечены.

Ваш доклад в этом году был посвящен практическому подходу к разработке и внедрению онлайн-курсов в период пандемии. В это время действительно появилось множество новых онлайн-курсов и других образовательных онлайн-форматов. Как Вы считаете, после нормализации эпидемиологической ситуации человечество также активно будет использовать интернет в образовательных целях или это была скорее временная мера?

Мы являемся свидетелями того, как образование изменяется. И я считаю, что оно уже никогда не будет таким, каким было до пандемии. Интернет также активно будет использоваться в образовательных целях, но происходить это будет уже под гораздо большим вниманием. Однозначно то, что учителя заменить невозможно никакой технологией, поэтому интернет станет хорошим вспомогательным средством.

Мое личное кредо таково, что технология — это инструмент. Например, если мне нужно просверлить отверстие, то я не сделаю это руками. Мне нужна дрель. То же самое и здесь: технология должна применяться, когда возникает проблема или трудность. Если ребенок серьезно заболеет и выпадет из образовательного процесса на неделю, в этом случае как раз на помощь придет интернет. Поэтому я считаю, что онлайн-опыт останется и будет применяться значительно больше, чем он применялся ранее, но живое общение с учителем незаменимо.

Как и когда началось Ваше сотрудничество с МГПУ?

Наше знакомство состоялось за год до первого симпозиума, то есть в 2017 году. Нас пригласили в университет на семинар, который оказался очень интересным и полезным: мы делились своим опытом, рассказывали о себе и… готовили окрошку! (смеется)

Это был очень приятный визит. МГПУ познакомил нас со своими институтами, со своей научной деятельностью, пригласил в театр. Так и началась наша дружба.

Получается, что этот визит повлек Вашу следующую поездку в Москву на Первый ежегодный международный симпозиум, а потом на второй и на третий. На протяжении всего времени существования симпозиума Вы вносите вклад в его развитие. А потому, наверное, могли заметить, изменился ли симпозиум за это время. Если изменился, то в чем?

Да, я даже отказывался от других мероприятий, чтобы ежегодно становиться участником симпозиума. Скажу честно: я очень впечатлен тем, как идут изменения при подготовке этого мероприятия и его проведении. Великолепные мероприятия, великолепные переводчики! Я живу и работаю в Америке почти 20 лет, и я потрясен владением языка ваших переводчиков!

Во-вторых, нельзя не отметить русское гостеприимство. В предыдущие годы, когда была возможность проводить симпозиум очно, в свободное время нам показывали достопримечательности столицы, предлагали замечательную культурную программу. Поэтому если бы сейчас нам было разрешено выезжать из страны, я бы уже сидел в самолете.

Также очень важно профессиональное сотрудничество, которое сложилось между нашими университетами. Например, задолго до вируса Игорь Шиян читал нашим магистрантам онлайн-лекцию о теории Л.С. Выготского, после чего они говорили, что Игорь Богданович открыл им совершенно другой подход к науке и познакомил их с тем, о чем мы здесь только вскользь упоминаем. То есть он, будучи в отпуске, в свое свободное время прочитал для нас лекцию часа на два с половиной, а потом прислал презентацию этой лекции без каких-либо обязательств с нашей стороны. Я считаю, что это именно то профессиональное сотрудничество, к которому все мы должны стремиться.

И, пользуясь случаем, я хочу пригласить коллег из МГПУ к нам, на наши конференции и просто в гости. Мы с удовольствием покажем вам наши школы и университеты, расскажем, как реализуется образование в Техасе и предложим интересные экскурсии по нашим достопримечательным местам.

Беседовала Татьяна Сандакова



В ИИЯ подвели промежуточные итоги «Лиги исследователей»


27 ноября 2024 г.


В ряде секций ИИЯ открытой студенческой конференции «Лига исследователей 2024» уже подвели итоги

Доцент ИИЯ в полуфинале Всероссийского конкурса «Знание. Лектор»


27 ноября 2024 г.


По итогам оценки пяти проведенных лекций, посвященных проблеме происхождения языка, основным языковым уровням и их специфике, доцент кафедры китайского языка Софья Маннапова прошла в полуфинал конкурса