Top.Mail.Ru

Интервью Игоря Реморенко «Российской Газете»

Чуть больше двух месяцев осталось до начала приемной кампании. Среди рекордсменов по количеству бюджетных мест в вузах — направление «Образование и педагогические науки». Чему учить педагогов? Какие специальности в топе? Как учителей изменила цифра? На вопросы «Российской газеты» отвечает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

Игорь Михайлович, в чем главное отличие приемной кампании-2021 от прошлого года?

Игорь Реморенко: Наверное, главное — возможность подать заявление на гораздо большее число направлений в рамках одного вуза. Новые правила приема разрешают выбрать от 2 до 10 направлений. Раньше — не более трех. Как это скажется на активности абитуриентов — посмотрим. Но сама возможность более широкого выбора — только плюс.

А сложностей не возникнет из-за большого потока заявлений?

Игорь Реморенко: Многое будет зависеть от того, как вузы обустроят свои электронные сервисы приема документов, личные кабинеты абитуриентов. Насколько они логичны и удобны. Сейчас это имеет критическое значение для поступающих. Так что борьба за абитуриента — это отчасти конкуренция между разными электронными сервисами университетов.

Какие направления сегодня в топе у будущих педагогов?

Игорь Реморенко: Традиционно у абитуриентов популярны иностранный язык, история, филология. Всегда востребовано все, что связано со специальным образованием детей с нарушениями или ограниченными возможностями здоровья. Спорт, математика, биология. И, конечно, не все наши выпускники становятся учителями. Знания и компетенции, которые они получают в вузе, востребованы везде, где люди работают с людьми. Например, консалтинг, кадровый, рекреационный сервисы. А что касается школ, то мы отмечаем тенденцию: в учителя физики, биологии, химии директора школ предпочитают брать наших магистров, которые пришли из профильных бакалавриатов непедагогических вузов. То есть у бакалавра-физика, прошедшего педагогическую магистратуру, шансов устроиться на работу учителем больше. Можно закончить инженерный бакалавриат, пойти работать в школу и параллельно учиться в педагогической магистратуре, это также может быть эффективным.

Кстати, вы поступали на математический факультет Красноярского госуниверситета, но потом перешли на психолого-педагогический факультет. Почему?

Игорь Реморенко: Моя мама — учитель математики, сам я увлекался программированием, закончил физматшколу при Новосибирском госуниверситете. Поступал в 1988 году — Красноярский университет тогда был еще молодым, набирал обороты. Ректор решил, что ставку нужно делать именно на психологию и педагогику. В вуз пригласили выдающихся Василия Давыдова и Георгия Щедровицкого, а за ними стали приезжать педагоги и психологи со всего Союза. Появился новый инновационный психолого-педагогический факультет. Конкурс сразу стал рекордно высоким, а учеба — самой интересной в университете. Со студентами стали разговаривать, рассказывать, как устроен факультет, открыто обсуждать разные проблемы, и преподаватели, и студенты вместе строили образовательные программы. Пройти мимо я не смог. Деканом факультета в то время был будущий замминистра образования Виктор Болотов, «отец ЕГЭ», как его потом называли.

Но я продолжал заниматься математикой и даже курсовые писал на математические темы.

В МГПУ тоже разговариваете со студентами?

Игорь Реморенко: Стараемся. Это делают не только те, кто непосредственно связан с учебой или наукой. У нас, например, проректор по экономическим вопросам проводит открытые встречи с ребятами, где рассказывает, как устроен наш бюджет, какие приоритеты, на что тратятся средства, как формируются стипендии.

Игорь Михайлович, президент подписал закон о просветительской деятельности. Как на ваш взгляд, он скажется, на работе педагогов?

Игорь Реморенко: В целом, «просветительская деятельность» — новое понятие, его никогда не было в российском законодательстве. Обучение, воспитание и образование — были, а просветительство — нет.

Сейчас важно дождаться подзаконных актов — они должны появиться летом. В законе, например, говорится, что перечень организаций, которым можно консультировать учителей, будет утверждаться отдельным актом. О чем тут речь? О вузах, о курсах повышения квалификации? Видимо, одной лицензии на образовательную деятельность теперь недостаточно, нужно будет попасть в перечень. Так что ждем подзаконных актов.

С законами разного рода вы имели дело, когда работали замминистра в министерстве науки и образования Андрея Фурсенко. Начало 2000-х годов, ситуация в образовании острая: небольшие зарплаты, дефицит педагогов, введение ЕГЭ… Что было тогда самым сложным?

Игорь Реморенко: Было сложно соединять все уровни образования «под одной крышей». Это сейчас школы и детсады отделены от вузов и НИИ разными министерствами. А тогда все было в тесной связке. Нужна была единая методология, а язык, на котором говорили эксперты высшей школы и общего образования — совершенно разный. Но, как мне кажется, нам удалось построить и общий язык, и преемственные стратегии.

В министерстве вы занимались реорганизацией сети сельских школ, нацпроектами, готовили проект «Наша новая школа». Но, наверное, самым интересным стало создание новой версии Закона «Об образовании в РФ». Впервые проект закона вышел на широкое общественное обсуждение. Как вам это удалось?

Игорь Реморенко: Когда мы только начинали, вокруг была масса негатива. Наверняка помните «утку», что в школе останутся только два бесплатных предмета: она не один год потом еще «всплывала» в сети. Чтобы снять «градус», мы придумали сетевой проект по обсуждению этого законопроекта и одновременно живые обсуждения — вебинары, круглые столы. Нам, например, указали на то, что в новую версию закона забыли включить пункт о запрете деятельности религиозных организаций в школе. Шум был неимоверный. Мы признали, что это действительно очень важная тема и мы готовы эту формулировку в закон вернуть. Как все удивились! Оказывается, вот так, «всем миром» можно писать законы? Это было, конечно, что-то совсем неожиданное. Сейчас этот ресурс ведомствами не используется. Думаю, всему свое время. В любом случае, у такого подхода к выработке законов есть будущее. Мне казалось, да и сейчас кажется, что мы делали что-то действительно стоящее. Мы с коллегами, кстати, потом оформили отдельное научное направление на эту тему: как привлекать общественность к обсуждению и разработке регуляторных механизмов. Естественно, с учетом современных сетевых коммуникаций.

Журнал «Forbes» включил ваш вуз в сотню университетов для будущей элиты. Профессия педагога действительно становится элитной?

Игорь Реморенко: Думаю, здесь речь не только о педагогах. Сейчас во всем мире педагогические вузы трансформируются. Например, Китай. На самом деле там уже нет педагогических университетов. Там это называется «normal» (англ. «нормальный») — вузы, которые особый акцент в своих исследованиях делают на образовательные технологии. Тренд: вузы готовят специалистов не только «под школу», а в целом — для работы с людьми. И если педагогические вузы рассматривать в таком ключе, то да. Основная наша практика должна быть направлена не только на систему образования. «Целевая аудитория» педвузов — это и будущие специалисты разных гуманитарных сфер — филологи, журналисты, и частично даже те, кто будет работать в здравоохранении — «продвигать» практики здорового образа жизни, заботы о здоровье и пр. Если мыслить так, то у педагогических вузов большое будущее.

Чему сегодня нужно учить будущих педагогов?

Игорь Реморенко: Всему. Надо давать студентам все время пробовать себя в разных профессиональных направлениях. Сейчас очень популярны олимпиады «Я профессионал», есть много других соревнований, где студенты могут попробовать себя в каких-то смежных направлениях. Например, некоторые студенты МГПУ участвуют в олимпиаде для инженеров и вот только что мне сообщили: ребята прошли в финал. Хочется себя везде попробовать пробовать — и это очень правильно. Мы открыли отдельный центр сертификации квалификаций. Там наши студенты под руководством старших экспертов дают уроки. Каждый урок тщательно оценивается по системе дескрипторов. Студенты могут их пересматривать и исправлять свои недостатки. В качестве учеников обычно — студенты колледжей. Потом делаются записи уроков, «ученики» пишут свои отзывы.

Как цифра меняет педагогику?

Игорь Реморенко: Она освобождает руки и время. У московских учителей для этого есть «Московская электронная школа» (МЭШ) — система, где учителя оставляют цифровые «следы» своих уроков. И это в корне меняет сам подход к преподаванию. Уже нет единой методики: молодой педагог может зайти в МЭШ и «подсмотреть», что и как уже делали другие учителя, что-то позаимствовать, быть может вдохновиться и придумать свой план урока.

Сейчас МЭШ обновилась. Теперь, если учитель планирует программу работы на год (такой сервис сейчас разворачивается в полной мере) любую тему урока, любое занятие, любой крупный блок он может «привязать» к тематическому «каркасу». Все дополнительные материалы по данной теме, включая контрольные и домашние задания, учитель сможет посмотреть без лишних действий: они будут видны автоматически из общего банка данных по выбранной им тематике.

Ваши выпускники-учителя приходят за советом?

Игорь Реморенко: Те выпускники, которые получили сертификат «Московский учитель» (сдали квалификационный экзамен), в течение первого года работы в школе постоянно с нами на связи. Мы помогаем им искать ответы на самые разные вопросы. Порой эти вопросы нас сильно удивляют. Школьная рутина, которая нам уже кажется совершенно естественной, для них оказывается в новинку. Например, что делать, если завуч пришел на урок, зачем в школе профсоюз и надо ли в него вступать.

У вас есть личные странички во многих соцсетях, вы часто пишете посты о том, что волнует, лично отвечаете на комментарии. Почему для вас это важно?

Игорь Реморенко: Это хороший источник обратной связи. Помогает понять, эффективно или нет ты работаешь. Конечно, приходится фильтровать информацию, отсекать неадекватные высказывания. Но иногда это наталкивает на какие-то неожиданные решения. Уверен: чем больше каналов обратной связи, тем лучше.

Оригинал материала на сайте «Российской Газеты».



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»