29 июня в рамках большой конференции, прошедшей на площадках ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», ДПН, профессор Назарова Н. М., КПН Полякова Н. П., КПН Олешова В. В., Преподаватели Института специального образования и психологии представили промежуточный отчет о реализации проекта «Концептуальная модель системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов».
Исследование, поддержанное Российским научным фондом, реализуется с 2023 г. институтом специального образования и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
Актуальность решаемой научной задачи вызвана масштабностью проблемы, связанной с увеличением миграционных процессов в многонациональной Российской Федерации; необходимостью сплочения разных национальностей в единое государство через сохранение этнической идентичности народностей и изучение русского языка, выполняющего функции государственного языка РФ, средства межнационального общения, консолидации и единения общества; потребностью в исследованиях, раскрывающих специфику обучения русскому (неродному) языку детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, слепых.
В рамках реализации первого этапа исследования:— заключены соглашения о сотрудничестве с образовательными организациями — участниками эксперимента и ассоциацией руководителей для образовательных организаций детей с нарушениями зрения;
— с опорой на полученные теоретические сведения разработаны методики для выявления качества представлений о реальной действительности, состояния слухового восприятия речи (слуховое внимание, слуховая память), состояния языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, профессиональных дефицитов педагогов-словесников, опросник для родителей, а также адаптированы методики для установления познавательного интереса, состояния саморегуляции и самоконтроля, способностей соотносить предметную и речевую действительности;
— закуплены материалы, необходимые для организации обследования;
— подготовлены и изданы бланки для экспериментальной работы со слепыми обучающимися;
— подготовлены диагностические материалы для зрячих детей-билингвов и монолингвов, анкеты для родителей и тестовые материалы для педагогов-словесников;
— разработана дорожная карта процедуры обследования.
В ходе второго этапа эксперимента (апрель — май 2023 г.) на территории 4-х субъектов РФ осуществлялось изучение состояние языкового статуса слепых и зрячих подростков-билингвов и монолингвов. Полученные исследовательским коллективом результаты позволяют говорить о том, что:
- Представления о реальной действительности, способности пользоваться собственным слуховым восприятием речи, а также универсальные учебные действия, языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции у слепых подростков-билингвов находится на невысоком уровне в сравнении с их монолингвальными и билингвальными сверстниками.
- При работе со слепыми подростками-билингвами в большинстве случаев следует ориентироваться на критерии продуктивного билингвизма.
- Педагоги-словесники, работающие с детьми с нарушениями зрения в условиях многоязычной среды, испытывают потребность в курсах повышения квалификации в области методики преподавания русского языка и тифлопедагогики, а также в методических рекомендациях.
Исследовательский коллектив благодарит всех за помощь в подготовке и реализации многопланового эксперимента!