Цели конференции «Инклюзия XXI: теория и практика психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с особыми образовательными потребностями» обобщение передового научно-практического опыта психолого-педагогического сопровождения семьи особого ребенка, принципов инклюзии и социальной интеграции лиц с инвалидностью и ОВЗ РФ и разработка консолидированной научной позиции по вопросам совершенствования мер государственной медико-социальной поддержки института семьи.
Участники мероприятия обсудят:
- современные подходы к организации сотрудничества специалистов с родителями в образовании и социализации детей с ОВЗ;
- вариативность форм, методов, содержания;
- дидактику и практику применения дистанционных технологий в современной школе;
- воспитательные программы трудовой и профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ к самостоятельной жизни;
- потенциал дополнительного образования и внеурочной деятельности в социальной интеграции;
- инновации в подготовке педагогических кадров в соответствии с ожиданиями и запросами общества.
- «Региональные особенности социальной политики в отношении психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ»;
- «Формы социальной интеграции семьи ребенка с ОВЗ в современных реалиях»;
- «Пути конструктивного взаимодействия с родительскими и общественными сообществами в модулях воспитательной работы в рамках адаптированных основных образовательных программ»;
- «Организация современных исследований в области психолого-педагогического сопровождения семьи лиц с ОВЗ в рамках региональных исследовательских проектов»;
- «Обобщение опыта и обсуждение научно-практических аспектов образования детей с ОВЗ и психолого-педагогического сопровождения их семей»;
- «Пути совершенствования работы кафедр в сфере подготовки научных кадров»;
- «Формирование и поддержка мотивации магистрантов и аспирантов к исследовательской деятельности, особенно в условиях удаленного взаимодействия с научными руководителями».
20−21 июня 2024 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Инклюзия XXI: теория и практика психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с особыми образовательными потребностями», организованная Российской академией образования и Институтом коррекционной педагогики.
Основной целью масштабного мероприятия являлось обобщение передового отечественного научно-практического опыта психолого-педагогического сопровождения семьи «особого ребенка», принципов инклюзии и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с инвалидностью, разработка консолидированной научной позиции по вопросам совершенствования мер государственной медико-социальной поддержки института семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, сохранения и укрепления национальных ценностей.
В работе научно-практической конференции приняли участие ученые, ведущие специалисты психолого-педагогического профиля и социальной помощи семье ребенка с ОВ3, члены некоммерческих и волонтерских организаций, представители смежных профессий и родительского сообщества.
С приветственным словом к участникам конференции обратились президент РАО, д.ист.н. О.Ю. Васильева, депутат Государственной думы РФ, д.филос.н., академик РАО, О.Н. Смолин, председатель Комитета Государственной думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Н.А. Останина.
Приветственный адрес организаторам и участникам масштабного мероприятия направила заместитель Председателя Государственной думы Федерального Собрания РФ А.Ю. Кузнецова. Анна Юрьевна особо отметила, что в настоящий момент государство совместно с РАО и ИКП осуществляет работу по решению вопросов, связанных с методическим оснащением педагогического процесса в стационарах, и различных проблем, встающих перед приемными семьями.
Заместитель Министра просвещения РФ, к.филос.н. Д.Е. Грибов в приветственном слове подчеркнул, что включение детей с ОВЗ и/или инвалидностью в единое образовательное пространство, а также обеспечение доступности и качества их образования независимо от места проживания, состояния здоровья, возраста и способностей является ключевой задачей министерства.
В первый день работы конференции было проведено пленарное заседание и тематические симпозиумы. Участники заседания обсудили вопросы организации современных исследований в области психолого-педагогического сопровождения семьи особого ребенка и многое другое.
Сотрудники Института специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ приняли активное участие в работе конференции
Директор Института, кандидат психологических наук, доцент Елена Ушакова выступила модератором симпозиума «Векторы развития специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ», в ходе которого ведущие ученные, поделились практическим опытом реализации эффективных форм специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ и с инвалидностью на различных возрастных этапах. Елена Ушакова рассказала участникам симпозиума о проектировании профессиональной образовательной траектории лиц с ОВЗ и инвалидность, обозначила значимость профессионального образования для лиц данной категории в контексте индивидуальной профессиональной траектории. В рамках работы данного симпозиума доктор педагогических наук, профессор Виктория Мануйлова, обозначила современные проблемы инклюзивного образования, решение которых позволит обеспечить бесшовность образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью на всех его уровнях, в том числе в среднем профессиональном образовании.
Во второй день конференции состоялись тематические симпозиумы, лекции, дебаты между учеными, специалистами и родителями, педагогические мастерские и многое другое.
Ирина Яковлева доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной педагогики и комплексной реабилитации Института приняла участие в дебатах на тему «Важный разговор: диалог ученых, специалистов и родителей», участники которых обменивались мнениями и сформулировали консолидированную общественную позицию относительно содержательных инициатив по развитию психолого-педагогической помощи семье ребенка с особыми образовательными потребностями, сохранению базовых основ семейного воспитания, традиций и нравственных устоев. Ирина Яковлева в рамках дискуссии озвучила проблемы, подготовки кадров для обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
В рамках симпозиума «Кадровый вопрос в условиях трансформации высшего (дефектологического) образования» Ирина Филатова, кандидат педагогических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой логопедии Института представила доклад «Анализ социального запроса на формирование компетенций коммуникативной направленности у будущего учителя-логопеда». Доклад был посвящен анализу социального запроса на формирование компетенций коммуникативной направленности у будущего учителя-логопеда. В своем выступлении она поделилась актуальными результатами изучения востребованности качественной подготовки логопедических кадров среди работодателей, родителей, профессионального сообщества, подчеркнула особую заинтересованность родителей в формировании компетенций коммуникативной направленности у будущих логопедов.
Модератором симпозиума «Социум и я: современные ориентиры образования лиц с ОВЗ» и докладчиком выступила заведующий лабораторией инклюзивного образования института, доктор психологических наук, профессор Ирина Левченко. Особое внимание участников симпозиума она обратила на проблемы включения в образовательное пространство детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. В докладе Ирины Левченко были раскрыты проблемы, описывающие трудности вхождения детей данной категории в образовательное пространство: отсутствие чётких теоретико-методологических оснований для выделения данной группы обучающихся из числа лиц со сложными нарушениями развития; трудности организации диагностической и коррекционной работы с ними и сложности, которые испытывают семьи, воспитывающие таких детей. В последующих докладах симпозиума были конкретизированы сложности включения лиц данной категории в образовательное пространство и их после школьного сопровождения.
По итогам конференции сотрудниками института были сделаны предложения в резолюцию конференции.