20 октября в Российской академии образования состоялась научно-практическая конференция «Инклюзия в XXI веке: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями».
Конференция была направлена на решение проблем в сфере образования детей с особыми образовательными потребностями. Участники обобщили передовой научно-практический опыт внедрения принципов инклюзии и социальной интеграции лиц с особыми образовательными потребностями в РФ, разработали консолидированную научную позицию и междисциплинарные рекомендации по совершенствованию системы государственной поддержки.
В конференции приняли участие представители органов власти, некоммерческих и волонтерских организаций, родительского сообщества, специалисты медицинских и образовательных организаций, отделений и центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, социальные работники, научные сотрудники, преподаватели высшей школы
После приветственного слова от председателя Комиссии по защите материнства, детства и поддержке семьи А.Ю. Кузнецовой, академика РАО О.Н. Смолина и академика РАН Г. Г. Онищенко началась пленарная часть конференции. На пленарном заседании выступили главный ученый секретарь президиума РАО В.С. Басюк («Инклюзивное образование в Российской Федерации: сегодня и завтра»), директор «ИКП РАО» Т.А. Соловьева («Актуальные научные исследования и разработки Института коррекционной педагогики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»), академик РАО В.В. Рубцов и О.И. Леонова («О профессиональной подготовке специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями детей»), директор Института детства МПГУ А.А. Алмазова («Современные тенденции преобразования моделей подготовки дефектологических кадров»). Заключительное слово в пленарной сессии прозвучало от чл.-кор. РАО Е.А. Ямбурга.
После пленарного заседания состоялась работа 6 секций: «Методология и организация инклюзивного образования», «Инклюзивное дошкольное образование», «Инклюзивное общее образование», «Инклюзивное образование в профессиональном образовании», «Подготовка кадров для инклюзивного образования», «Инклюзивный отдых и оздоровление».
Секцию «Инклюзивное дошкольное образование» модерировала Оксана Георгиевна Приходько — директор Института специального образования и психологии, заведующая кафедрой логопедии Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор. Она поделилась многолетним опытом в области ранней помощи детям с различными нарушениями психофизического развития в системе здравоохранения и образования. Чем раньше и корректнее будут выявлены отклонения по основным линиям детского развития — тем эффективнее удастся их скомпенсировать, а в некоторых случаях и полностью преодолеть.Олеся Вячеславовна Югова, доцент кафедры логопедии МГПУ, кандидат педагогических наук выступила с докладом «Ранняя помощь детям с ОВЗ — начальный этап инклюзивного образования» и обозначила основные проблемы и задачи, которые стоят перед системой ранней помощи детям с проблемами в развитии и их семьям в современном межведомственном пространстве. Было убедительно показано, что без начального звена — квалифицированной ранней помощи — успешность последующего инклюзивного образования видится относительной.
Секцию «Инклюзивная практика профессионального образования» модерировала Мануйлова Виктория Викторовна, к.п.н., доцент, заместитель директора Института специального образования и психологии МГПУ. Она охарактеризовала динамику создания специальных условий в профессиональных образовательных организациях субъектов РФ для реализации инклюзивного профессионального образования, обозначила основные проблемы в данной сфере и пути их решения. С коллегами из федерального методического центра по сопровождению профессионального образования и обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, ресурсных учебно-методических центров среднего и высшего профессионального образования, из базовых профессиональных образовательных организаций, представителями родительской общественности обсудили ключевые вопросы развития ранней профориентации, инклюзивного профессионального образования обучающихся различных нозологических групп, перспективы их трудоустройства.
Конференция проходила в стенах академии на Погодинской улице, некоторые докладчики подключались дистанционно, а для слушателей была доступна онлайн-трансляция.
Ссылка на пленарную часть — https://www.youtube.com/watch?v=uDXzjAhK8wI