Что для нас, детский «пионерский» лагерь: горн, костры, дружба, проверенная временем? Романтика «Орлятского круга», задушевные разговоры, «Чудо-огоньки», свобода выбора друзей? Для меня, московской вожатой, которую учили на семинарах во Дворце пионеров на Воробьевых горах О. С. Газман, В. Ф. Матвеев, Ю. К. Бабанский, лагерь — это дом. Вожатское сердце позволяет «видеть и слышать каждого», дойти до каждого, положить руку на плечо, рассудить спор, построить «вигвам». Ты можешь за время пути в автобусе запомнить все имена детей отряда, изучить их главные творческие возможности, срываешь собственный голос до хрипоты, сама поешь, поют все. Ты умеешь увлечь выпуском боевого листка, живой газеты, а ещё… Мирить ребят и взывать к справедливости, быть отрядной жилеткой для слез и симпатий. Ты скаутский лидер: ни дня без выдумки, творчества, коммунарского азарта. Мальчишки и девчонки, рыцари и барышни, сохраняют с тобой дружеские связи навсегда. Почему? Ты знаешь все грибные места, ты знаешь множество легенд, ты мастер разговорного жанра. Потому, что тебе можно доверять…
Остановись! У тебя новый отряд, многие дети не говорят, многие не смотрят прямо в глаза, «особые дети»: как сделать для них лагерь домом?
Инклюзивный лагерь — другое дело. Открытый всем, комфортный для ребенка — активного экстраверта и тихого интроверта, сосредоточенного только на своих личных переживаниях. Тематическая (профильная) смена — инклюзивно направленная форма образовательной и оздоровительной деятельности, реализуемая в условиях детского лагеря для интенсивного погружения в область знаний и (или) общественных отношений, проводимая как смена детей, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений и пр. По своей сути «инклюзивный детский отдых» — универсальный формат отдыха, который, как и универсальный дизайн, предназначен для всех и каждого. Что и является залогом успешной реализации полезного развивающего отдыха для детей? Инклюзивная смена предполагает включение детей из различных социальных групп в новые общественные отношения в рамках игровой, образовательной и иной деятельности в системе организации отдыха и оздоровления детей. Традиционно обсуждение V-VIII Всероссийских открытых конкурсов программ и методических материалов организаций отдыха детей и их оздоровления происходит на площадке ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» (ФЦДЮТиК). Соловьева Ирина Леонидовна является экспертом номинации «Лучшая инклюзивная программа организации детского отдыха и оздоровления, реализованная в 2020 году».
На VIII Всероссийский конкурс по номинации «Лучшая инклюзивная программа организации детского отдыха и оздоровления, реализованная в 2020 году» свои материалы представили 8 регионов России, -Белгородская, Липецкая, Курганская, Новосибирская, Саратовская области, города Москва и Екатеринбург, Республика Алтай. В числе лучших — методическая разработка по организации летнего отдыха «Образовательная (воспитательная) программа «Территория Z» г. Энгельс Саратовской области. Содержание этой программы позволяет выстроить инклюзивные тематические смены для 350 детей Саратовской области, -обучающиеся гимназий, лицеев, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, в том числе и для детей с интеллектуальными нарушениями, детей-инвалидов с нарушениями слуха, разработанная технология современных подходов к проектированию тематических смен с опорой на цифровые технологии позволяет обеспечить доступность контента смены каждому из детей.
По итогам конкурса 24−25 марта ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК провел Всероссийскую конференцию в сфере организации отдыха и оздоровления детей «Подготовка к летнему сезону 2021 года». Одна из секций конференции была посвящена проблемам организации и оздоровления детей с ОВЗ в детских оздоровительно-образовательных лагерях. Модератором секции была И.Л. Соловьева -доцент кафедры логопедии ИСОП ГАОУ ВО МГПУ.