8 декабря 2023 года в Москве состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инклюзивного образования в ДШИ, ДМШ и профильных ВУЗах» по направлению «Творческое инклюзивное образование». В рамках конференции были затронуты вопросы, связанные с опытом и перспективами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детских школах искусств и музыкальных школах, организацией доступности и специальной образовательной среды для детей с ОВЗ разных нозологий.
Площадкой проведения конференции стал Большой зал ГБУДО города Москвы МГОДШИ «Измайлово», структурное подразделение ДМШ им. С.В. Рахманинова.
Участниками конференции стали увлеченные и талантливые педагоги, руководители учреждений дополнительного образования Департамента культуры города Москвы, специалисты, родители, ведущие представители профессионального сообщества — специалисты в области инклюзивного образования. Приветствовала участников конференции заместитель директора по научно-методической деятельности в Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства (ДОП СКИ) Алина Олеговна Березина. Она пожелала всем плодотворной работы и новых творческих свершений, отметив, что конференция позволит обменяться практическим опытом, накопленными знаниями, обсудить актуальные проблемы и найти эффективные способы их решения. Елена Валентиновна Александровна, руководитель Центра профессионального мастерства ДОП СКИ по направлению «Творческое инклюзивное образование» выразила уверенность, что широкий круг вопросов, касающихся образования детей и молодежи с ОВЗ (технологии и перспективы их обучения, профессиональная ориентация, трудоустройство и творческая реализация и др.) позволит обобщить и систематизировать представленный материал докладчиков и наметить новый вектор развития инклюзивного дополнительного образования.
Доценты института специального образования и психологии Анна Сергеевна Павлова и Жанна Игоревна Журавлева выступили с докладами на пленарном заседании, погрузив слушателей в проблематику психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного пространства школы искусств и методической компетентности педагогических работников дополнительного образования в инклюзивной среде.
Анна Сергеевна подчеркнула ценность инклюзивного потенциала современного дополнительного образования детей с ОВЗ, необходимость создания специальных условий для получения ими дополнительного образования с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Остановилась на некоторых проблемах и дефицитах (не во всех учреждениях дополнительного образования создана безбарьерная среда; в программном и научно-методическом обеспечении образовательного процесса не всегда учитывается специфика коррекционной направленности работы с детьми с ОВЗ; отсутствуют единые медицинские рекомендации с показаниями/противопоказаниями к занятиям и режиму нагрузок; педагоги демонстрируют недостаточную компетентность по вопросам сопровождения детей с проблемами развития и их родителей). Раскрыла содержание деятельности психолога, реализации задач по отношению к детям с ОВЗ, их родителям, педагогам на основе дифференцированного подхода средствами искусства и художественной деятельности.
Жанна Игоревна раскрыла понятие методической компетентности преподавателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, как важной составляющей их профессиональной деятельности. Показала, что дополнительное образование позволяет обеспечить каждому обучающемуся с нормальным и нарушенным развитием «ситуацию успеха», содействует самоопределению личности в образовательном процессе, способствует выбору его индивидуального образовательного, профессионального и жизненного пути. Заострила внимание на потенциальных возможностях дополнительного образования детей с ОВЗ в детских школах искусства и музыкальных школах, остановилась на трудностях, которые испытывают педагоги при разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, адаптации учебного материала в соответствии с нозологическими группами обучающихся, трудностях при проведении педагогического мониторинга, выборе методов, приемов, а также средств совместного обучения и воспитания, обучающихся с ОВЗ и их нормативно развивающихся сверстников. Подчеркнула важность своевременного повышения квалификации преподавателями ДШИ и ДМШ, получения профессиональной переподготовки и высшего образования на уровне магистратуры для формирования инклюзивной культуры.
Процесс инклюзивного образования детей и молодежи в детских школах искусств и музыкальных школах достаточно сложен и длителен, поэтому вопрос об условиях его организации и содержания является актуальным и своевременным, решение которого поможет достаточно обоснованно ответить на те вызовы, которые сегодня выдвигает современный социум перед отечественной системой дополнительного образования.