Социокультурная практика Московского городского позволяет студентам-первокурсникам самостоятельно выбирать предмет, объект и тему исследования, исходя из собственных интересов.
Студентки Института специального образования и комплексной реабилитации Екатерина Купчиненко, Екатерина Лунина и Юлия Шамтова заинтересовались современной литературой. Это привело их в открытую библиотеку Лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов, где собрана не только классика детского и подросткового чтения, но и новинки.
Оказалось, что студенты-первокурсники практически ничего не знают о современной детской и подростковой литературе. Это они и решили исправить.
Первым шагом для них стало знакомство с книгами из библиотеки лаборатории. Вторым — непосредственно городское исследование.
Задумавшись о том, почему же они так мало знают о современной литературе, а также о том, кто может им помочь с ней познакомится, студенты отправились в книжные магазины и библиотеки Москвы, чтобы выяснить, какие книги им посоветуют специалисты: консультанты книжных магазинов и библиотекари.
«Что из современной литературы можно почитать ребенку от 7 лет или подростку?» — спрашивали они, заходя в книжный магазин или библиотеку.
И вот какие ответы они получили.
- В магазине «Читай-город» продавец-консультант посоветовала подростку 14−16 лет серию книг Натальи Щербы «Часодеи», а для взрослых — Нила Геймана «Океан в конце дороги» и «Звездную пыль». При этом консультант отметила, что сама предпочитает классическую литературу. В другом магазине сети девушкам посоветовали Стива Харви, но конкретных книг так и не назвали (а автор между тем пишет книги «Поступай как женщина, думай как мужчина», «Вы ничего не знаете о мужчинах. Прямой разговор о том, что им на самом деле нужно» и проч. Мы ничего не знаем об этих книгах, но вряд ли такой совет можно считать попаданием в запрос на детскую и подростковую книгу). Также девушкам посоветовали книгу Джо Диспензы «Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели» и популярную, по словам консультанта, среди девушек 14−18 лет книгу Анны Тодд «Ничего больше».
- В магазине «Книжный лабиринт» для ребенка от 7 и старше онсультант посоветовал книгу Андрея Усачёва «Лунные кошки» и «Асино лето» Тамары Михеевой.
- В магазине «Шаг к Пятёрке» девушкам-студенткам посоветовали книги «Метро 2033» Дмитрия Глуховского и «Весь этот мир» Николы Юн, а для детского чтения — «Почему птицы не падают» Ильи Колмановского.
- В книжном магазине «Гараж» покупателям, интересующимся современной литературой, посоветовали книгу Элинор Портер «Поллианна» (которая, к слову сказать, была написана более ста лет назад, а на русский язык впервые переведена в середине 90-х годов XX века).
- В библиотеке № 183 им. Данте Алигьери девушкам предложили «Тайну брата» Дэна Смита, «Что придумал Шухов» Айрата Багаутдинова и «Мы плывём на лодке» Анастасии Орловой.
- В библиотеке № 190 предложили «Почему птицы не падают?» Ильи Колмановского, «Сладость на корочке пирога» Алана Брэдли, «Восток» Эдит Патту, «Плывёт моя флотилия» Анастасии Орловой, «Лис и Зайка» Силвии Ванден Хейде.
- В Детской библиотеке № 6 им. Ф.М. Достоевского выбор специалистов пал на «Планету Вилли» Бирты Мюллер, «Правило 69 для толстой чайки» Дарьи Варденбург, «Дом отважных трусишек» Юрия Ермолаева и «Взгляд кролика» Кэндзиро Хайтани (книгу тоже не новую, написанную в 1974 году, однако переведенную совсем недавно — в 2011 году, но, в отличие от «Полианны», неизвестную широкому читателю ни по более ранним переводам, ни по экранизациям).
- В Российской государственной детской библиотеке студентам порекомендовали прочитать «Класс коррекции» и «Одно чудо на всю жизнь» Екатерины Мурашовой.
- Во многих библиотеках девушкам вовсе не предложили современных авторов, да и вообще ничего не предложили.
Таким образом, исследуя читательскую инфраструктуру Москвы, а точнее читательскую среду (библиотеки и книжные магазины), студенты МГПУ выяснили, что далеко не всегда специалисты, главной задачей которых является помощь в выборе книг, готовы помочь и ответить на конкретный запрос. Об этом свидетельствует тот факт, что девушкам советовали не только современную литературу, не попадали в возраст, советовали бестселлеры, не уточняя у потенциальных читателей, что именно им нужно, какие жанры они предпочитают, что уже читал, чем интересуются и прочие важные моменты.
На этом исследование не закончилось. Девушки продолжают знакомство с современной детской и подростковой литературой, а также готовят собственный список книг, о которых они бы хотели рассказать другим студентам — будущим педагогам. Именно этот список книг они бы хотели видеть в библиотеке Института специального образования и комплексной реабилитации.