ИИЯ активно участвует в реализации одного из стратегических направлений развития Университета «Цифровая дидактика». Особое внимание на современном этапе цифровой трансформации высшего образования уделяется использованию генеративных нейросетевых технологий для решения профессиональных задач.
В целях актуализации междисциплинарной проблематики, связанной с вопросами применения цифровых технологий и ресурсов искусственного интеллекта в учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в области иноязычного образования, был запущен проект «Цифровые среды ИИЯ» (организаторы проекта — д.филол.н., доцент Ирина Тивьяева, к.филол.н. Светлана Михайлова, к.п.н., доцент Анжела Казанцева, при поддержке директора ИИЯ — д.п.н., профессора Елены Таревой).
Цифровая среда — это не только устоявшееся название новой организации общественного и личного формата жизнедеятельности человека, но и указание на определенный день недели, который организаторы проекта выбрали как событийную дату для совместного осмысления опыта в области применения цифровых технологий и для совершенствования цифровых компетенций преподавателей, аспирантов и магистрантов ИИЯ.
Регулярные онлайн-встречи позволили собрать более полутора сотен участников, который обсуждали проблемы внедрения сквозных технологий в лингвистике и лингводидактике; Digital Humanities, интеграцию ИИ в геймифицированное обучение иностранным языкам, датацентричное языковое образование, использование LLM в профессиональной деятельности преподавателя вуза, специфику текстовых технологий и выбора коммуникативных стратегий в AI-эпоху, новую субъектные характеристики участников образовательного процесса, дополненного искусственным интеллектом.
Спикерами выступили как преподаватели ИИЯ в формате наставничества — Анна Ионина, Илназ Нургалиев, Вероника Караваева, Роман Буландо, сами организаторы проекта, так и приглашенные знаковые фигуры онлайн-образования и датацентричного образовательного дизайна:
Яков Сомов, генеральный директор и сооснователь просветительского проекта «Лекториум», методист и руководитель Центра массовых онлайн-курсов ГБОУ «Президентский физико-математический лицей № 239» (г. Санкт-Петербург), имеющий многолетний опыт работы в сфере онлайн-образования и серьезного увлечения необычными видеоиграми;
Андрей Комиссаров, системный методолог образовательных продуктов, архитектор образовательных решений на основе ИИ, руководитель направления цифровых продуктов образовательной экосистемы «Самолетум» (ГК «Самолет»), автор канала теории и практики по методологии образования, педагогическому дизайну, конструированию образовательного опыта и работе с данными в обучении, технологическим инновациям в EdTech, геймификации и игропедагогике д*ИИ*зайн Образования.
В рамках проекта все желающие (а это свыше 80 преподавателей вуза и учителей школ-студентов магистратуры!) освоили предложенную им, разработанную организаторами «Цифровых сред», дополнительную программу повышения квалификации «Применение средств генеративного искусственного интеллекта в сфере языкового образования» (36 часов, с получением удостоверения государственного образца).
Отзывы участников «Цифровых сред ИИЯ» — самые положительные, 100% опрошенных заявили о необходимости продолжать этот проект в следующем учебном году, сформулировали свои предложения в тематику онлайн-встреч и готовы рекомендовать своим коллегам из других вузов принимать в нем участие.
Организаторами проекта также создан Регламент применения СГИИ в ВКР — это первый и уникальный в своем роде нормативный документ, детально осмысливающий и структурирующий деятельность студентов по практическому использованию нейросетей при подготовке выпускных квалификационных работ в области лингвистики и лингводидактики.
Данный документ разработан в соответствии с решением Ученого совета Университета об изменениях в регламенте подготовки ВКР, носит крайне актуальный характер, как отметил ректор МГПУ Игорь Реморенко, уже принят в качестве новаторского локального акта в ИИЯ в апреле 2024 года; авторами подготовлена и сдана в печать научная статья, в которой представлены методология разработки регламента, практические результаты и предварительные выводы.