25−27 января 2024 года в Московском городском педагогическом университете в гибридном формате прошел II Международный форум для педагогов и исследователей в области математики «Градиент». Организаторами мероприятия выступили три вуза: Московский городской, Адыгейский и Тюменский государственные университеты.
Работа форума началась с выступления детско-юношеского оркестра МГПУ под управлением Алексея Губарева. Прекрасное исполнение известных мелодий и песен передало участникам форума заряд бодрости и позитива и настроило на продуктивную работу.
Форум собрал преподавателей высшего образования — педагогических и инженерно-технических вузов, представителей не только массового, но и дополнительного математического образования, частных образовательных структур, студентов из 39 регионов России, а также гостей из Республики Армения.
Первые два дня форума были посвящены пленарным дискуссиям и семинарам, представлению и обсуждению авторских кейсов и докладов, которые велись не только в образовательных лабораториях, но и на выставке научных трудов преподавателей института цифрового образования. Выставка была организована библиотекой МГПУ и вызвала большой интерес у наших гостей.
Организаторы форума получили большое число положительных отзывов от очных и дистанционных участников и благодарностей за прекрасную организацию и дружелюбную атмосферу.Доктор физико-математических наук, доцент, профессор кафедры дифференциальных уравнений МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор департамента методики обучения ИППО Алексей Боровских поделился своими впечатлениями о форуме:
Содержимое математического образования, грубо говоря, — то, что написано в учебниках. Содержание — то, зачем мы это учим. Запоминаем, понимаем, осваиваем, тратим на это огромное время и силы. Что нам важно в этом содержимом? Истины, которые нужно знать? Алгоритмы, которые надо выучить? Или умение мыслить? Умение видеть то, что не только невидимо, но и порой даже невообразимо? Что из того, что осваивается в школе, будет забыто, а что останется важнейшим ресурсом, на котором молодой человек будет строить свою жизнь и жизнь окружающих его людей?
На эти непростые вопросы и постарались ответить участники форума. Конечно, в разных плоскостях и на разных уровнях абстракции. Кто-то — с точки зрения философии и методологии, кто-то — с точки зрения учительского опыта. Кто-то — с точки зрения происходящей всеобщей цифровизации, кто-то — с точки зрения вечных и неизменных категорий «красивой и интересной задачи». Кто-то — из позиции автора учебников, кто-то — из позиции репетитора, кто-то — как администратор, размышляющий о социальной ситуации и массовых процессах, а кто-то — как родитель, сосредоточенный на своем ребенке и том, о чем этот ребенок сейчас думает.
Что особенно порадовало — на форуме практически не было докладов «пустых», бессодержательных, наполненных банальностями и фантасмагорическими рассуждениями о том, что «должно быть». Каждый говорил конкретно, о том, что он сам делал, о том, какой результат он получил, о том, что и как при этом он сам думал. И это было очень здорово!
Хочу пожелать форуму «Градиент» продолжаться и развиваться в этом направлении. Очень важно бюрократической активности на поприще постоянных модернизаций и перестроек нашего образования противопоставить глубину понимания сути этого процесса и способность делать свое дело, невзирая на всевозможные административные инновации.
Надеемся, что подобные встречи и работа над содержанием математического образования будут продолжаться, в том числе и на III Международном форуме для педагогов и исследователей в области математики «Градиент», проведение которого, как отметила Виктория Бучацкая в завершение круглого стола, планируется на базе Адыгейского государственного университета.
Третий день форума был посвящен экскурсиям на ВДНХ. Гости Градиента прошли флагманским маршрутом достижений «РОССИЯ — ЭТО МЫ» Международной выставки-форума «Россия», посетив павильон Министерства цифрового развития РФ и экспозицию «Регионы России», а также на экскурсии в павильоне «Умный город» познакомились с современными технологиями, которые применяются в Москве в различных сферах деятельности.
Фотографии форума доступны по ссылке.Запись секций форума по ссылке.