С 24 по 26 мая 2023 года в Казани прошел IX Международный форум по педагогическому образованию (IFTE-2023). «Качество педагогического образования в условиях современных вызовов» — так звучала в этом году его главная тема.
В рамках мероприятия участники — учителя, ученые, исследователи и практики в области подготовки педагогических кадров — могли обсудить перспективные стратегические линии обновления содержания педагогического образования, инновационные идеи и современные подходы. Спикерами мероприятия также стали сотрудники НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ:
- Светлана Вачкова, директор научно-исследовательского института;
- Валентина Салахова, ведущий научный сотрудник центра аналитических исследований и моделирования в образовании;
- Игорь Шиян, заведующий лабораторией развития ребенка;
- Владимир Львовский, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования.
25 мая в рамках симпозиума № 5 «Школьное образование и цифровые технологии» выступили Светлана Николаевна и Валентина Борисовна. В докладе «Особенности стратегирования семей мегаполиса в выборе государственного и альтернативного школьного образования» они представили результаты объемного исследования МГПУ, целью которого было узнать:
- как родители оценивают сегодняшнюю школу и школьное образование, которое получают дети;
- на что ориентируются родители, когда выбирают форму образования в большом городе и какие форматы используют для реализации обучения;
- какие образовательные возможности и ограничения родители видят в мегаполисе.
Для этого были проанализированы не только личные предпочтения родителей в выборе школы и формы образования, но и уровень доступности качественного и разнообразного образования в городском пространстве, индексы внешней и внутренней привлекательности образовательных организаций, фактическая обеспеченность юных горожан местами в школах и другие критерии. Влияет ли социальное и экономическое положение семьи на выбор образовательной организации? Какую роль играет социально-пространственная сегрегация по районам на этот выбор? Эти и другие вопросы тоже попали в фокус внимания исследователей.
Результатом проведенной работы стало описание стратегий семей в получении школьного образования в мегаполисе, о которых и рассказали Светлана Вачкова и Валентина Салахова в рамках своего выступления.
В этот же день состоялся симпозиум Институтов образования классических университетов «Развитие исследовательских компетенций у студентов в программах педагогического образования в контексте изменения структуры ВО», участие в котором принял Игорь Шиян. Спикеры симпозиума представляли кейсы организации исследовательских треков в программах педагогического образования на уровне основного высшего образования, обсуждали взаимосвязь специализированного образования и аспирантуры и другие вопросы.
В ходе своего выступления Игорь Богданович рассказал о магистерских программах МГПУ, которые реализуются на базе исследовательских лабораторий университета. В частности, были представлены программы:
- Проектирование и экспертиза дошкольного образования (культурно-исторический подход Л.С. Выготского);
- Управление системой оценки качества общего образования;
- Оценка и мониторинг образовательных результатов в системе общего образования.
Слушатели узнали, как происходит обучение на программах и каким образом студенты принимают участие в исследованиях лабораторий НИИ урбанистики и глобального образования.
26 мая на секции № 54 прозвучал доклад Владимира Львовского на тему «Что учитель должен понимать про свой предмет: к проблеме разработки учебника для учителя». В нем Владимир Александрович поднял проблему подготовки учителя физики к деятельностным образовательным практикам. По словам спикера, она заключается в том, что учителя изучают школьный курс физики непосредственно в школе и на занятиях по методике физики.
«Однако этого недостаточно для успешного преподавания в школе даже по традиционной методике. Переход же на деятельностные технологии обучения усугубляет проблему, так как в процессе обучения в школе будущие студенты педагогического университета осваивали традиционное содержание предмета», — объяснил Владимир Львовский.
Он предложил решение проблемы — создание специальной книги для учителя, в которой:
- содержание школьного курса физики представлено в логике происхождения и становления знания;
- наряду с систематическим изложением деятельностного содержания предмета предлагаются различные подходы к его переоформлению в учебный предмет.
Кроме того, спикер рассказал слушателям о магистерской программе «Деятельностные образовательные практики: физика и основы естествознания», преподаватели которой работают в том числе над решением озвученной проблемы.
Фото: Freepik.com