Top.Mail.Ru

«Хулиганство» Маяковского всегда было содержательно

Профессор института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, доктор филологических наук Сергей Васильев рассказал о стиле Владимира Маяковского порталу «Научная Россия». Тезисы опубликованы в статье к 130-летию русского поэта.

Новаторство поэта проявляется в ориентированности на устную речь. Современники пытались объяснять это влиянием среды общения, говорили о «телеграфном стиле» Маяковского — торопливом, в котором порой пропускались важные части предложения. Однако у этого явления корни куда глубже: прослеживаются типологические связи Маяковского с Державиным, поэтом более ранней эпохи. И у того и у другого есть ориентация на устную речь, которая в записанном виде оказывается чем-то поражающим, непривычным.

Связь между Владимиром Маяковским и Гавриилом Романовичем Державиным, впрочем, остается именно на уровне типологии. Стиль советского поэта оригинален и самобытен. Одна из его ярких особенностей — например, опущение предлогов, использование «неверных» падежей: «Взмыв Мясницкую пашней, рвя кабель, номер пулей летел барышне». В этом предложении опущен предлог «к». Кроме того, если учитывать акцентность стиха Маяковского, становится очевидным, что рифма у него начинает играть особую роль в ритмическом структурировании. Поскольку сам ритм прихотливый, причудливый, фиксация его стиха должна быть особенно плотной и ясной, и потому для Маяковского оказываются характерными повторы звуковых комплексов, предударная рифма.

Если смотреть на этот вопрос несколько шире, то на стиль Маяковского повлияло и то, что в ранний период он думал о себе как о художнике. Он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, хотел рисовать и в стихах также опирался на зрительные образы, «картинную поэзию». Более того, футуристы, и в частности кубофутуристы, к которым Маяковский примкнул, формировались в тесной связке с открытиями художников.

Наконец, самой заметной частью стиля Маяковского был свойственный многим символистам и футуристам эпатаж. Однако это не было просто попыткой привлечь к себе внимание или же заработать средства на жизнь. «Хулиганство» Владимира Маяковского всегда было содержательно, и за маской скандальности поэт скрывал глубоко чувствующего, любящего человека, который эпатировал публику в борьбе с духовным мещанством. Это и делает поэзию В.В. Маяковского неповторимой — борьба с духовной мертвенностью людей, которые сконцентрированы лишь на материальном.

Полный текст статьи читайте в источнике.


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости