Top.Mail.Ru

«Гуманная педагогика не часть жизни. Она и есть жизнь»

С момента Шестых общероссийских педагогических чтений по гуманной педагогике «Чистые мысли творят чудеса» прошло уже больше недели. Однако участники до сих пор испытывают яркие эмоции при вспоминании об этом полном педагогических находок мероприятии и живут идеями, сформулированными Шалвой Амонашвили, заведующим лабораторией гуманной педагогики Института системных проектов МГПУ и разработчиком этой концепции.

Мы поговорили с некоторыми участниками Чтений, чтобы узнать, какую роль в их жизни играет гуманная педагогика.

Семичев Даниил (воспитатель ГБОУ «Школа № 354 имени Д.М. Карбышева», г. Москва).

— Что такое гуманная педагогика для Вас?

— Гуманная педагогика в моём понимании — это постоянное взаимодействие с ребёнком. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ученику, вести себя так, чтобы ребёнку было комфортно. Я использую гуманную педагогику не только в своей работе с детьми, но и в семейных отношениях: при общении с родственниками, да и всеми людьми, окружающими меня.

— Как вы считаете, кто является главной целевой группой нынешних чтений, исходя из их названия: «Чистые мысли творят чудеса»? Для кого они нужны?

— Уверен, что нынешние Чтения были интересны всем: и родителям, и молодому поколению, и педагогам всех уровней. Ведь мысли нас окружают каждую секунду, поэтому тема «Чистые мысли творят чудеса», безусловно, была актуальна для каждого.

— Что Вы можете пожелать будущим участникам движения гуманной педагогики?

— Ни в коем случае не останавливаться и изучать это направление! Оно принесёт вам не только глубокое понимание психологии человека, но и сделает вас учителем, у которого действительно хочется учиться, который способен раскрыть в ребёнке личность.

Даниил Семичев (2)
ЕН Черноземова (1)
Ирмине Погребняка
Даниил Семичев (1)

Ирмине Погребняка (руководитель Ассоциации Гуманной Педагогики Латвии, Рыцарь гуманной педагогики, г. Рига, Латвия).

— Как Вы пришли в гуманную педагогику?

— С книгами Шалвы Александровича я была знакома ещё до встречи с ним. Они увлекали меня своей глубиной, нетрадиционным подходом к вопросам воспитания. Познакомиться с основателем гуманной педагогики лично мне удалось в 2001 году в Юрмале. Пообщавшись лично с автором книг, которые произвели на меня большое впечатление, я окончательно для себя поняла: это моё! С тех пор я приверженица гуманной педагогики.

— Какое место гуманная педагогика занимает в Вашей жизни?

— Гуманная педагогика не занимает место в моей жизни. Она и есть моя жизнь: каждый день с утра до вечера я погружена в неё. Ведь если ты занимаешься воспитанием, то первое, что ты должен сделать — воспитать себя. Поэтому ты не можешь быть в классе одним человеком, на улице — другим, а дома — третьим. Ты должен быть цельной личностью и благородным человеком, чтобы воспитать таких же детей. Поэтому гуманная педагогика со мной каждую секунду.

— Какие мастер-классы, выступления, лаборатории Вам наиболее запомнились на этих чтениях?

— Я восхищена мастер-классом Татьяны Жундриковой: мне кажется, она, как никто, владеет главным оружием учителя — словом. Татьяна в очередной раз напомнила всем, что учитель должен всегда оставаться учителем: и на перемене, и дома, и на улице. Поэтому педагог должен всегда думать о том, что он говорит. Каждое его слово должно нести свет и учительскую заботу. Нам всем стоит этому поучиться!

— Вы давний участник Педагогических Чтений по гуманной педагогике: меняется ли их атмосфера, участники, слушатели?

— На Педагогических Чтениях каждый раз собираются интереснейшие люди! И самое ценное — общение между ними. Это невероятная атмосфера, которую создают люди, объединенные одной целью — сделать мир добрее. Лично я каждый раз еду на Чтения, как домой: я знаю, что меня там всегда ждут, что после этой встречи я получу огромнейший заряд энергии и света. Учителя нашей школы, впервые посетившие Чтения, приезжают и потом долгое время как будто светятся изнутри. Только ради этого стоит работать учителем.

Елена Черноземова (президент Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», доктор филологических наук, г. Москва).

— Что такое гуманная педагогика для Вас?

— Гуманная педагогика для меня — это образ жизни и образ мысли. Мне кажется, сегодня то, как настроены учителя к детям, друг к другу, к родителям, -один из самых важных моментов их работы. Ведь то, о чём они думают и то, с чем они заходят в класс, передаётся детям. Гуманная педагогика напрямую обращается к сердцам учителей, к их настроению, мыслям и получает активный и чистый отклик. Это передаётся и ученикам.

— Для кого предназначены нынешние чтения?

— Чтения всегда адресованы прежде всего учителям, но традиционно сюда приходят и родители, и студенты. Педагоги, имеющие большой опыт, видят, что современные дети уже совсем другие: с ними не работают те методики и приёмы, которые раньше работали безотказно. Отсюда вытекает необходимость поиска новых путей общения с ребенком. Чтения всегда направлены на разговор об этих проблемах, и этот совместный поиск и есть самое важное, что есть в этом мероприятии. Поэтому Чтения проводятся для людей, находящихся в поиске. Среди участников нет равнодушных людей. Сюда приходят заинтересованные люди. Приходящих становится всё больше, появляются различные центры гуманной педагогики, школы. И чем большую огласку получает гуманная педагогика, тем активнее становятся люди.

— Что Вы можете пожелать будущим участникам движения гуманной педагогики?

— Будущим участникам движения гуманной педагогики хочется пожелать идти только вперед! Не держитесь за правила, написанные в книжках! Чувствуйте ритм времени, чувствуйте изменения, происходящие в обществе, в душах детей. Будьте открытыми к миру, и всё у вас получится!

Участники Чтений получили не только бесценный опыт, который несомненно поможет им как в педагогической деятельности, так и в семейных отношениях, но и заряд света, добра и энергии, который ещё долгое время будет греть их души!

Беседовала Мария Короткова,
эксперт информационно-аналитического отдела
Института системных проектов МГПУ

Текст: Татьяна Дубровина,
специалист информационно-аналитического отдела
Института системных проектов МГПУ



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»