Ключевые трудности, возникающие у родителей в процессе сопровождения и обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях, исследовали ученые Московского городского педагогического университета (МГПУ). Данные опубликованы в журнале Education Sciences.
Как рассказали РИА Новости эксперты МГПУ, в России ежегодно в стационарах лечатся около шести миллионов детей до 18 лет. Согласно правилам, разработанным Минздравом и Минобрнауки России, лечение и обучение тяжелобольных детей должны проводить медицинские учреждения с подразделениями, оказывающими высокотехнологичную медицинскую помощь. Это решение послужило основанием для создания соответствующих образовательных структурных подразделений на базе ведущих медицинских центров — госпитальных школ. Между тем, госпитальная педагогика — достаточно новое направление, что актуализирует научный поиск как методологических основ, так и технологий работы с такими детьми.
Данные исследования МГПУ были получены в результате обзора зарубежной и российской актуальной литературы по вопросам обучения родителей и учителей хронических больных детей. Для выявления наиболее эффективных подходов и технологий подготовки ученые провели контент-анализ как национальных, так и международных образовательных документов, изучили инновационные практики подготовки тьюторов в медицинской среде.
Чтобы подкрепить теоретические идеи фактами из практики, исследователи МГПУ разработали и провели специальный опрос для учителей и родителей. Анкетный опрос проводился без прямого контакта интервьюера и респондента с целью получения объективной информации.
.
Большинство родителей (92%) сообщили о необходимости приобретения новых знаний для изучения психологических характеристик своего ребенка, связанных с его болезнью и лечением, а также овладения новыми навыками, чтобы поддержать своих детей и помочь им в выздоровлении и обучении. Около 66% родителей указали на психологические проблемы при взаимодействии с ребенком, в том числе трудности в том, как помочь ребенку в стрессовой ситуации (53%), сложности с освобождением от чувства вины (35%), проблемы в организации общения ребенка со сверстниками (32%) и трудности в помощи ребенку справиться со страхом (30%).
Родители беспокоились по поводу адаптации детей к новым обстоятельствам (30%), преодоления стресса при разрешении конфликтов между партнерами в семейных отношениях (44%), построения взаимоотношений между больным ребенком и другими детьми в семье (50%). Большинство родителей сообщили, что страдают от недостаточной осведомленности о психологических, эмоционально-волевых, когнитивных и коммуникативных характеристиках своих тяжелобольных детей.
Что касается опроса учителей, среди наиболее частых ответов на вопрос об эффективных формах и методах работы с ребенком были «игра (70%), беседа (83%) и совместный ручной труд (57%)». До 53% учителей сообщили о проблемах в том, как помочь длительно больным и тяжелобольным детям в стрессовых ситуациях. У четверти учителей возникли проблемы с использованием в учебном процессе ИКТ. На трудности в общении с длительно больными детьми указали 15% учителей.
.
Как отметила директор института непрерывного образования МГПУ Марина Шалашова, «в отдельных странах разработаны и реализуются различные программы подготовки педагогов, однако отсутствует практика совместного обучения родителей и педагогов». Между тем, именно это, по мнению специалистов МГПУ, представляется важным с точки зрения лучшего понимания дефицитов как родителей, так и детей.
По ее словам, коллеги из проекта «Учим/Знаем» принимают участие в образовательном процессе, делятся опытом, подключают к разработке основ госпитальной педагогики педагогов и родителей с других флагманских площадок.
.
.
Проведенное исследование, по мнению авторов, позволило сделать вывод, что сегодня для госпитальных школ необходима специальная подготовка педагогических кадров, а родители длительно болеющих детей нуждаются в освоении технологий оказания своевременной психолого-педагогической помощи по сопровождению своего ребенка, его социализации.
Также исследование показало, что наиболее продуктивными являются программы дополнительного профессионального образования, интегрирующие возможности и ресурсы формального и неформального обучения.
«Учебные модули, входящие в формальную часть программы переподготовки, должны дополняться лучшими инициативными практиками по работе с длительно болеющими детьми, а доступ к ресурсам открытого неформального образования позволит формировать индивидуальную траекторию обучения каждого слушателя»,
— подчеркнула Марина Шалашова.
По мнению ученых МГПУ, важно обратить внимание на создание на сетевой основе ресурса постпрограммного сопровождения и поддержки родителей тяжело и длительно болеющих детей.