5 декабря 2024 года лаборатория инклюзивного образования института психологии и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета провела городской круглый стол «Перспективы использования ассистивных технологий в коммуникативном развитии детей с тяжелыми множественными нарушениями развития».
Круглый стол проходил в гибридном формате и в общем составе в нем участвовало около 100 специалистов и научных сотрудников специального и инклюзивного образования (г. Москва), которые работают с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Среди слушателей были руководители, директора, дефектологи, логопеды, тьюторы, психологи из ГБОУ Школа-интернат № 17, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа «Марьино», имени маршала авиации А.Е. Голованова, ГКОУ СКОШИ N52, ГБОУ Школа № 1883 «Бутово», ГБОУ Школа «Спектр», Государственное казенное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная Школа-интернат № 52», ГБОУ Школа № 1708, ГБОУ ШКОЛА № 1883 «БУТОВО», ГБСУ СО МО «Семейный центр «Сергиево-Пасадский», ГУСО «ЦКРОиР «Веда» г. Бреста», ГБОУ Школа № 118, КОУ СКОШИ N 2, ГБОУ Школа № 2115 и др.
В проблемном поле круглого стола обсуждались актуальные вопросы:
- Особенности коммуникативного развития детей с ТМНР;
- Современные представления о ассистивных технологиях и их роли в коммуникативном развитии детей с ТМНР;
- Использование ассистивных методов в рамках социального, педагогического и психологического сопровождения детей с ТМНР;
- Специфика применения ассистивного оборудования в реабилитации и обучении детей с ТМНР.
С вступительным словом к участникам обратилась директор института психологии и комплексной реабилитации, кандидат психологических наук, доцент — Елена Викторовна Ушакова.
Елена Викторовна подчеркнула, что лаборатория инклюзивного образования помогает специалистам овладевать новыми технологиями и обобщает опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уровне РФ.
Доктор психологических наук, профессор института психологии и комплексной реабилитации МГПУ — Тамара Геннадиевна Богданова подняла актуальную тему, о том, что дети с ТМНР до 2016 года не входили в образовательный процесс, а сейчас имеют возможность получать образование. Эффективность обучения и коммуникативного процесса помогают обеспечить ассистивные технологии.
Ирина Юрьевна Левченко — доктор психологических наук, профессор, заведующий лаборатории инклюзивного образования института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, озвучила результаты работы лаборатории в реализации проекта «Анализ перспектив использования ассистивных технологий в коммуникативном развитии детей с тяжелыми множественными нарушениями развития», указав, что имеющиеся наработки позволили раскрыть сложную тему и сформулировать ее в методическом пособии и статье.
Участники проекта — Караневская Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, Минаева Оксана Дмитриевна, доцент, кандидат биологических наук, доцент департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, поделились своими наработками в использовании альтернативной коммуникации в работе с детьми с множественными нарушениями.
Интересным для слушателей стал доклад Переверзевой Марины Викторовны, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики». Марина Викторовна раскрыла слушателям свои разработки для развития коммуникации детей со слепоглухотой.
Содержательный доклад представила Соловьева Ирина Леонидовна, доцент, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, — «Ретроспектива использования ассистивных технологий в коммуникативном развитии детей с тяжелыми множественными нарушениями развития».
Руководитель Центра реабилитации не слышащих «Отофон». Смирнова Ольга Ивановна, поделилась опытом работы с детьми с нарушениями слуха и зрения, а также участниками СВО, раскрыв специфику использования современных электроакустических средств в реабилитации данной категории лиц с врожденными и приобретенными нарушениями.
Аспирант департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности института психологии и комплексной реабилитации МГПУ — Шиповская Анастасия Викторовна раскрыла содержательный аспект своей исследовательской деятельности, в которой она разработала и запатентовала информационную технологию для работы с детьми с ТМНР, подробно предоставив специфику ее работы слушателям.Директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы, «Школа „Марьино“ имени маршала авиации А.Е. Голованова», Сарбеева Яна Юрьевна, предоставила многолетний опыт инклюзивной работы в общеобразовательном учреждении с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Заключением круглого стола стал мастер-класс. Учителя-дефектологи Дроздова Людмила Михайловна и Сиддикова Елена Александровна из Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы, «Школа „Марьино“ имени маршала авиации А.Е. Голованова», в игровом формате показали технологию обучения глобальному чтению детей с ограниченными возможностями здоровья, что вызвало большой интерес у студентов и преподавателей.
Множество интересных докладов помогли слушателям глубже проникнуться актуальной темой современности — ассистивными технологиями, увидеть специфику их работы, погрузиться в мир коммуникации детей с ТМНР.
Лаборатория инклюзивного образования, приглашает всех желающих участвовать в следующих научных мероприятиях, позволяющих глубже погрузиться в сложные и актуальные темы специального образования.