Top.Mail.Ru

Город образования выбирает жизнь в движении

Коллектив Института естествознания и спортивных технологий пригласил заинтересованную общественность, неравнодушную к модернизации современного урока физического воспитания, к открытому диалогу в рамках панельной дискуссии «Жизнь в движении: социальный запрос и тенденции развития» на Московском международном форуме «Город образования», организованном при поддержке Правительства Москвы.

Эксперты в области физической культуры и спорта обсудили современные методологические и технологические подходы к процессу физического воспитания личности на протяжении всей жизни: от инновационных практик в физическом воспитании школьников, до методических подходов в вопросах двигательной активности для лиц пожилого возраста.

Модератором дискуссии выступил Александр Страдзе, директор института естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета. Александр Эдуардович в анонсирующей выступление докладчиков речи рассказал о научно-исследовательской деятельности института, направленной на совершенствование учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с актуальным социальным запросом и с учетом возможностей использования инновационных образовательных подходов и технологий.

Уже сегодня проведенные исследования получают практическое продолжение в виде реализации созданной на основе НИР образовательной программы для 1−4 классов в школе № 1788. Институт будет оказывать методическое и консультационное сопровождение программы, на регулярной основе будут проводиться мастер-классы и практические семинары для педагогов школы, о чем достигнута принципиальная договоренность с ее директором Александром Анатольевичем Ездовым. Уже разработаны три программы повышения квалификации, о чем рассказала Анна Вячеславовна Скотникова, заместитель директора института по учебной работе.

С помощью педагогов мы существенно обновили программу урока физической культуры, придали ей другое содержание. Обобщили опыт коллег и существующие передовые разработки, интегрированные в образовательный процесс столицы. Аккумулированные результаты вылились в подготовленную программу для школы, пилотный проект которой уже запущен. Институт обязуется оказывать полное методическое сопровождение инновационной разработки, проводить методические семинары и курсы повышения квалификации каждую четверть, чтобы учителя сразу применяли все наработки на практике.

Работа по созданию Физкультуры 2.0 не является случайным веянием времени, а продиктована сложившейся сегодня конъюнктурой восприятия предмета. Согласно исследованию Высшей школы экономики, родители называют физкультуру наименее прикладным предметом. Между тем очевидно, что правильное физическое воспитание и мотивация на поддержание здорового образа жизни закладывается в школе. Для того чтобы реализовать прикладность, необходимо совершенствовать механизмы и модернизировать урок физической культуры с учетом общемировых трендов физического воспитания, таких как ориентация на здровьесбережение, социализацию и самореализацию личности подростка; тотальная цифровизация в разработке новых видов двигательной активности и мониторинговой деятельности; увеличение ежедневных объемов двигательной активности за счет инновационных технологий внеурочной деятельности.

Анна Скотникова подчеркнула, что в основе научно-исследовательской деятельности по разработке дорожной карты модернизации физического воспитания в образовательных организациях лежит социальный запрос общества, профессионалов и потребности молодых людей.

50,3% школьников ждут от урока улучшения самочувствия. В том числе и поэтому 61,8% родителей, согласно нашим статистическим исследованиям, хотят видеть изменения в содержании урока. Учителя так же чувствуют инновационный тренд времени — 69,8% опрошенных педагогов считают необходимым повышение своего профессионализма.

Далее слово было предоставлено экспертам Института естествознания и спортивных технологий. Юрий Иванович Разинов, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, рассказал о мониторинге уровня физических кондиций школьников в целях индивидуализации объема двигательной активности обучающихся. Во внимание брались конкретные показатели ЧСС, АД, ЖЕЛ, проба Штанге, ПДР, гибкость позвоночника, устойчивость статического равновесия, работоспособность мышц плечевого пояса, брюшного пресса и т. д. По его словам, за десять лет уровень двигательной активности молодых людей снизился на 50%, что красноречиво свидетельствует о необходимости изыскания иных подходов к организации системы физического воспитания.

Николай Георгиевич Михайлов, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, представил конкретные пути следования модернизационного локомотива школьного физического воспитания. Тезисы инновационного подхода опираются на интерактивные электронные учебно-методические материалы, увеличение объема внеурочной двигательной активности, инклюзивное физическое воспитание, цифровые технологии в организации физической активности и использование современных гаджетов для мониторинга здоровья в урочное и неурочное время.

Ветер перемен дует не только в паруса молодости. Светлана Юрьевна Козлова, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки института, рассказала о том, какие программы активной двигательной деятельности для лиц пожилого возраста внедряются сегодня с помощью кадровых и студенческих ресурсов Московского городского. Работа с людьми пожилого возраста — одна из главных концепций современного обновления системы непрерывного образования. По словам Светланы Юрьевны, современные методические подходы организации физической культуры этого контингента людей так же не чужды смене вектора развития. Новая физическая культура подразумевает, что программы занятий для лиц пенсионного возраста должны быть современными и отвечающими запросам самих занимающихся. Иллюстрацией этому служит адаптация современных фитнес-программ (например, зумбы) для лиц пожилого возраста.

Сегодня необходимо уходить от принципа «Адаптивная физическая культура — главное направление физкультуры для лиц пенсионного возраста». Возраст — не помеха, а главный козырь, чтобы быть здоровым, энергичным, жизнерадостным и активным участником жизни города.

Для поддержки активности людей пожилого возраста необходим интегрированный подход к организации занятий двигательной активностью. Познавательная (мыслительная) и двигательная деятельность должны быть звеньями одной крепкой цепочки поступательного движения к здоровью. В этом, несомненно, уже сегодня помогает использование городской инфраструктуры для организации и проведения физкультурно-оздоровительных форм занятий с людьми пожилого возраста.

Коллектив института естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета открыт к коммуникации с педагогами по физической культуре для плодотворного сотрудничества и кооперации в нелегком, но столь значимом и интересном деле, коим является обновление подходов к организации физического воспитания населения России. Презентацию спикеров позднее можно будет найти по ссылке.

Галерея панельной дискуссии располагается в специальном разделе.



ИЕСТ: инструкция по применению


19 сентября 2024 г.


Как получить право на досрочную сдачу сессии? Куда можно обратиться по поводу стипендии? Где могут проконсультировать относительно элективной физической культуры и откуда берутся квитанции на оплату обучения? Наводим порядок в базовых знаниях

Конференция «Образовательный туризм в школе и вузе»: объявлен сбор материалов


20 февраля 2024 г.


Приглашаем учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов, аспирантов, магистрантов, студентов, работников науки и образования на IV всероссийскую конференцию с международным участием