Top.Mail.Ru

Горе от ума: почему высокий интеллект не гарантия счастья

Многие уверены, что у человека с высоким интеллектом все хорошо складывается как в академических успехах, так и в жизни. Однако длительные исследования отечественных и зарубежных ученых доказывают, что это не так.

Директор Института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Савенков в интервью «Комсомольской правде» заявил, что часто люди с высоким интеллектом во взрослом возрасте оказываются в сложных жизненных ситуациях.

«Есть такая модель интеллектуального диапазона американского психолога Перкинса. Допустим, общеобразовательная школа настроена под 100 единиц. Если ученик этого порога достиг, то дальнейшая успешность его обучения будет зависеть не от уровня айкью, а от личностных качеств: воли, настойчивости, прилежания, умения налаживать социальные связи. Поэтому люди с высоким айкью часто оказываются на обочине жизни в силу отсутствия каких-то волевых черт, особенностей характера, настойчивости, упорства».

В психологии интеллект определяется как-то, что измеряется тестами айкью. Но он не отождествлен понятию ум. По мнению профессора, ум — более широкое понятие, в него, помимо интеллекта, нужно включать креативность, которую часто не учитывают при обучении школьников:

«Вот в школе делают акцент на развитие логического мышления, которое определяют тесты айкью — попросту говоря, есть задача и один правильный ответ. А в жизни мы часто решаем другие задачки».

Эксперт обращается к опыту Татьяны Черниговской, известного нейролингвиста страны, которая, наряду со своими коллегами, набрала низкий балл за тестирование.

«Тест показывает один из кусочков огромного пазла под названием „интеллект“, — резюмировала Татьяна Владимировна. — Уверена, если бы мы тест IQ предложили Пушкину, Толстому, Моцарту и даже, подозреваю, Эйнштейну, то они бы его провалили, хотя сомнения в их гениальности могут возникнуть только у безумца. Так что сам по себе этот тест, изолированный от других и контекста, — ничто».

В завершении интервью профессор ответил на вопрос, умнеет ли человечество или глупеет, как айкью связан с генетикой и привлекательностью и почему женщины реже выбиваются из показателей усредненной нормы.

Полный текст интервью доступен по ссылке.

Фото: МГПУ


Персоны



Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»

Доцент МГПУ организовал для школьников исследовательский чекап-проект


03 ноября 2024 г.


В ходе проектной работы школьники разберут особенности функционирования органов кровеносной системы, научатся работать с научным оборудованием и представлять результаты своих исследований