Доцент института Полякова Надежда Петровна выступила с докладом на тему «Построение индивидуальной образовательной траектории слепых подростков-билингвов» в рамках Петербургского международного образовательного форума «Герценовские чтения. Современные проблемы дефектологии и реабилитологии», которая проводилась в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена с 24 по 31 марта 2023 г.
Исследовательская работа, представленная в докладе, выполняется при поддержке Российского научного фонда.
Исследование посвящено решению проблем, связанных с преодолением имеющихся у слепых подростков-билингвов (осваивающих второй язык) социальных барьеров в языковой, этнической и культурной идентификации.
В своём выступлении Надежда Петровна обратила внимание на то, что языковой статус слепых подростков-билингвов связан с тем, насколько регулярно языка социализации (второй язык) используется в коммуникации, насколько важно выстраивать продуктивное взаимодействие внутри педагогического коллектива, с родителями слепых подростков-билингвов и учитывать родной язык и культуру подростка.
Надежда Петровна отметила важность для успешной работы времени, когда незрячие подростки начали изучать неродной язык.
Так же Надежда Петровна обратила внимание на то, что в большинстве случаев семья является основным пространством, обеспечивающим удовлетворение потребности слепых подростков-билингвов в коммуникации. Поэтому при установлении языкового статуса слепых подростков-билингвов, следует говорить о таких критериях, как: постоянное проживание семьи на территории региона; сравнительно недавнее пребывание семьи на территории региона. Эти факторы являются показателями адаптации семьи на территории региона или страны пребывания.
Продолжая анализ социальной составляющей в решении задач освоения языка социализации в своём выступлении Надежда Петровна отметила значимость материального положения семей мигрантов, воспитывающих незрячих подростков-билингвов, переезжающие в другой субъект федерации для получения заработка, которое зависит от того, выполняют ли они: низкооплачиваемую работу; более квалифицированную работу; высокооплачиваемую работу.
Анализируя психологический климат семьи, Надежда Петровна отметила семьи с высоким психологическим климатом, удовлетворительным психологическим климатом и низким психологическим климатом.
Надежда Петровна обратила внимание на прямую зависимость успешного освоения слепым подростком-билингвом второго языка от социокультурного уровня семьи: при высоком уровне в семье сохраняются этнические обычаи, традиции и уважается культура региона пребывания; при среднем социальном статусе билингвальной семьи все её члены, в первую очередь родители, осознают недостаточность своего культурного развития и проявляют активность в его повышении. При низком культурном уровне усматриваются ограниченные духовные потребности, узкий круг интересов, неорганизованный быт, разобщённая культурно-досуговая и трудовая деятельность, неустойчивая моральная регуляция в поведении.
Социально-ролевой статус семьи, отмечает Надежда Петровна, так же напрямую влияет на успешное овладение слепым подростком-билингвом второго языка: при высоком статусе отмечается конструктивное отношение к подростку, высокая культура и активность, направленная на решение его проблем. При среднем статусе отношения к подростку строятся на акцентуации его трудностей. При низком социально-ролевом статусе происходит игнорирование проблем подростка, негативное отношение к нему. Обычно сочетается с невысокой культурой и активностью семьи.
Надежда Петровна охарактеризовала стадии развития семейных отношений и модели воспитания слепого подростка в семье.
В своей речи Надежда Петровна уделила внимание значимости учёта языкового опыта слепых подростков-билингвов и результатов, достигнутых ими на предыдущем уровне образования.
В заключение Надежда Петровна отметила высокую потребность в тифлопедагогах, обладающих достаточным уровнем профессиональных (предметной, психолого-педагогической, методической и коммуникативной) компетенций, а также специальными знаниями в области обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.