В ноябре в Чеченской республике прошло необычное мероприятие — Педагогический хакатон «Учитель будущего». Спрогнозировать перспективы образования, узнать, какими компетенциями будет обладать педагог будущего и создать собственные проекты приехали 16 команд, среди которых была дрим-тим Московского городского.
В состав великолепной пятерки вошли сразу трое студентов Института естествознания и спортивных технологий — Вусал Казымов (4 курс, География, история), Анастасия Субботина (2 курс, Инновации в биологическом и химическом образовании) и Валерия Щипина (2 курс, География и иностранный язык). В активной части хакатона командам необходимо было посоревноваться в проектной деятельности.
По итогам работы форума проект команды МГПУ вошел в ТОП-5 лучших и получил рекомендательное письмо для участия в конкурсе Росмолодежи. Студенты первого курса программы «Спортивная журналистика и медиакоммуникации в спорте» побеседовали с «иестовскими» героями хакатона о впечатлениях и перспективах.
Начнем с истоков. Как вы попали на Педагогический хакатон «Учитель будущего»?
Анастасия: Я увидела информацию об этом проекте в группе VK. Параллельно уже знала, что студентам Московского городского предлагается принять участие в мероприятии. Привлекал изначально необычный и активный формат — не форум или конференция, а хакатон. В общем, решила подать заявку на собеседование, написала эссе, и меня пригласили.
Вусал: Когда мы пришли на собеседование, нас ожидали совершенно разные вопросы. В том числе и те, к которым мы не были готовы: «Как вы видите учителя будущего в 2050 году? Компьютер или человек?» Но опираясь на жизненный опыт и кое-какие знания, мы смогли на все ответить.
Валерия: Попала на проект стандартно — после собеседования, а узнала из сообщества «Студенты МГПУ». Записались вместе с другом, казалось, шутки ради, а в итоге — оба прошли и поехали.
Давайте для всех сразу объясним, что такое «хакатон» и с чем его едят?
Анастасия: Изначально это мероприятие для программистов, которые разрабатывают новые программы, способствующие решению конкретных задач. Примерно то же самое было и у нас, только контекст всех проектов — образовательная среда. Это достаточно интересный и новаторский формат для педагогов, раньше такого не было.
В целом понятно. Поделитесь сперва общими впечатлениями. Что запомнилось больше всего?
Анастасия: Безусловно, командная работа. Само мероприятие включало в себя и лекционный блок, но именно наша активная творческая работа оставила самое яркое воспоминание. За эти три дня нам нужно было создать новый проект, сгенерировать идею, которую никто никогда не воплощал в жизнь — это было очень интересно.
Вусал: В первую очередь меня впечатлило то гостеприимство, с которым нас встретили в Чечне. Нам создали все условия для творческой деятельности. Профессионализм подхода к организации показывал, насколько сильно оргкомитет был заинтересован в том, чтобы мероприятие прошло на высшем уровне. Хакатон проводился в Чеченском государственном университете. Организаторами были как его работники, так и студенты. Сам ректор Хож-Ахмед Халадов постоянно подходил и предлагал помощь. Такое отношение не может оставить равнодушным.
Валерия: Мне также больше всего запомнилось общение в компании людей из нашего университета. Мы ночами сидели и пытались улучшить наш проект, создать что-то принципиально новое. Все остальное отошло на второй план. Город на самом деле был очень красивый, но сплоченность команды — первостепенна.
Помимо активной части, о которой позже, была еще и лекционная. Что вы узнали нового? О чем были лекции, что можете отметить? Кто запомнился из спикеров?
Анастасия: Лекции были о тенденциях развития современного образования, о его прошлом, настоящем и будущем — каким его видят в перспективе наши лекторы, находящиеся в этой системе достаточно долго.
Они рассказывали о том, каких действий ждут от нас в плане реализации новых стандартов и программ. Обсуждали с экспертами и лекторами те компетенции, которыми должен обладать учитель будущего. Говорили о национальном проекте, в рамках которого мы осуществляли свою проектную деятельность.
Мне запомнился больше всего Игорь Михайлович Реморенко, потому что в своем выступлении он достаточно интересно рассказывал об образовании, с примерами из биологической области знаний. Мне было весьма интересно, в связи с этим в том числе, его слушать, так как я биолог, учусь в магистратуре на втором курсе, вся моя жизнь связана с это наукой.
Вусал: Лидер моего познавательного зачета также наш ректор. Он рассказал, как можно использовать современные педагогические технологии в обучении и образовании, объяснил, какие подходы устарели и уже не актуальны в наше время. И все это в обрамлении яркого выступления — никакого монотонного текста, все в движении и в постоянном контакте с аудиторией.
Перейдем к активной части хакатона. Наш институт мыслится всей #МГПУсемья, в первую очередь, как спортивный. Поэтому не можем не спросить о результатах. Остались довольны в итоге?
Анастасия: Однозначно — да. Призовых мест не было как таковых. Экспертная комиссия выделила пять лучших идей, и наш проект вошел в этот список. Я считаю, что у нас еще есть потенциал и мы сможем доработать нашу задумку, если решим куда-то пойти дальше и участвовать в мероприятиях более высокого уровня.
Вусал: Изначально, насколько я знаю, должны были быть призовые места. Но все команды усердно работали, поэтому ректор ЧГПУ, когда объявлял победителей, решил, что будет отмечен ТОП-5 проектов, которые будут рекомендованы на конкурс Росмолодежи.
Результат, бесспорно, выдающийся. Признайтесь, делали определённые наработки до?
Анастасия: Мы до жеребьевки не знали, что нам достанется Федеральный проект «Цифровая школа». Так что наработок не было. Накануне по совету ознакомились с федеральными стандартами высшего образования. Для меня это было интересно, потому что в институте мы в основном изучали стандарты среднего образования.
Валерия: Вся идея возникла после выдачи темы. Были ребята в команде, которые просматривали материалы об улучшении образования, но не я. На мне было визуальное оформление нашего проекта и презентация.
Вусал: В этом и уникальность педагогического хакатона — тему «Цифровая школа» нам определил слепой жребий. Тема сложная, но интересная. Взять ее «нахрапом» не получилось — все идеи для тематического проекта, которые мы первоначальным мозговым штурмом предложили, в итоге были срезаны. Так что пришлось потрудиться.
А как проходила сама жеребьевка?
Вусал: Александра Макарова (зам. начальника управления корпоративных эвентов и студенческих инициатив) вытянула эту тему вместе с командой из Нижнего Новгорода. Нам предложили сделать один проект на две команды, но мы решили рассмотреть тему с разных ракурсов и в итоге работали по отдельности.
«Цифровая школа» — давайте сформулируем конкретику, это про что?
Анастасия: Это федеральный образовательный проект, который призван решить целый ряд глобальных проблем, связанных с цифровым обучением. Например, проблему адаптации цифровых продуктов, электронных сервисов для детей с индивидуальными потребностями и особенностями в образовании. Наш проект, который мы по итогам мозгового штурма представили, подразумевает, что с помощью цифровых технологий образование станет доступнее и увлекательнее.
Жеребьевка состоялась. Область, в которой вам нужно было предложить разработку, получена. Был ли у вас лидер, капитан команды, который вел за собой?
Валерия: Мы разделились: Саша Кошелев (ИЦО, 2 курс) писал программу и кроил сайт, я рисовала кота-бота и оформляла презентацию, а все остальные выдавали гениальные мысли и красиво оформляли текст для выступления
Вусал: То есть каждый занимается своим делом, а в итоге мы стали единой командой. Никто не смог бы ввести нас в заблуждение своим вопросом, мы в любом случае ответили бы — всегда нашелся бы человек, который сможет ответить на самый каверзный вопрос.
Анастасия: Кадровый состав команды изначально был отлично подобран организаторами от нашего университета. Мы друг друга легко понимали и самостоятельно брали на себя ответственность, каждый работал над определенным участком проекта, а большинство ключевых моментов мы обсуждали вместе. Никто не был отделен от коллектива, у нас была активная, хорошая командная работа.
Вы представили образовательного бота. Кому пришла идея работать именно в таком формате?
Вусал: Первым идею предложил Саша Кошелев!
Анастасия: Да, он предложил, мы подхватили. Совместно стали думать над функционалом и наполнением, в итоге вывели первоначальную задумку на уровень проекта.
Валерия: Мы находились в творческих поисках чего-то уникального, и нашли кото-бота.
«Kot ychoniy» — именно такое название он получил. Как пришли к нему?
Вусал: Были различные варианты с использованием животных. Мы остановились в конечном итоге на коте ученом, потому что это яркий и знакомый всем образ. А еще ребята из нашей команды постоянно разговаривали о котах, и это натолкнуло нас на мысль.
А какова практическая подоплека такой идеи?
Валерия: Все достаточно просто — заходить на отдельные сайты не всегда бывает удобно, а вот бот-помощник, который работает через мессенджеры и интегрирован в социальные сети — самое то.
Анастасия: Многие из нас уже работали в школах, находимся в сфере образования по обе стороны. Пусть и небольшой, но опыт у нас имеется. И, в принципе, наверное, каждый ориентируясь на себя, на то, чего именно ему не хватало в роли обучающегося и учителя, какие-то нюансы предлагал к общему обсуждению.
Вусал: Практическая актуальность проекта обусловлена тем, что в России отсутствует универсальный мультимедийный помощник, который смог бы в каком-то смысле объединить и дополнить уже существующие образовательные платформы и сервисы. Автоматизированный бот-помощник, созданный на базе социальных сетей и мессенджеров и работающий с использованием образовательных платформ, ресурсов и сервисов, смог бы повысить качество образования.
Какие функции сможет выполнять бот?
Валерия: Он будет собирать статистику по обучающимся, помогать детям находить нужную информацию в удобной для них форме, делать кое-какие подсказки, чтобы было проще разобраться в вопросе.
Вусал: Ключевая идея в том, чтобы с помощью нашего котобота упростить жизнь и педагогу, и ученику, наладить связь между ними. Ученик, например, может задать вопрос о содержании домашнего задания, а робот на него ответит. Бот к тому же может собрать и проанализировать результаты контрольной работы и представить учителю сведения об уровне усвоения материала, а обучающемуся указать на ошибки.
Получается, что основная миссия бота — быть полезным. В этом отношении он универсален?
Вусал: Прежде всего он предполагает связь между учителем и учеником. Они объекты и субъекты образовательного процесса. В дальнейшем мы рассматриваем возможность расширения функционала под родителей и руководство школы, включая директора.
Анастасия: Да, он универсален, но при этом его подход индивидуален. В самой основе проекта была заложена задача наполнить кота учёного таким функционалом, чтобы он был легок в использование для детей с ОВЗ. Возможно, что они будут взаимодействовать с ботом даже чаще. Наш помощник будет иметь много способов подачи информации, которые будут адаптированы специально для разных по своему состоянию здоровья детей. К примеру, для тех, у кого есть проблемы со зрением, бот будет воспроизводить информацию в специальном голосовом режиме.
Не боитесь, что цифровизация нанесет фатальный удар по роли педагога, а ваш бот возглавит восстание машин?
Вусал: Учитель никогда не будет заменен роботом. Только педагог может, например, оказать психолого-педагогическую поддержку, которой от роботов вряд ли стоит ждать.
Валерия: Без педагога наш проект теряет весь смысл. Именно учитель будущего сможет наполнить нашего котика знаниями, а тот отблагодарит его помощью в организации учебного процесса.
Какие перспективы видите для бота?
Вусал: Если говорить о перспективах развития идеи, то в первую очередь они заключаются в расширении круга категории пользователей, которым наш ученый кот сможет помочь — это первая точка для роста.
С перспективами реализации сложнее. Конечно же, интересно заниматься этим проектом, привлекать других людей, продвигать данную идею. Многое зависит от того, сможем ли мы в будущем получить гранд, федеральную поддержку. У нас расписаны периоды реализации данного проекта, сформирован план работы с учетом апробации, которая, безусловно, важнейший пункт программы дальнейшей деятельности.
Анастасия: Я вижу будущее у этого проекта! если наша команда дополнит и исправит все недочеты, то получится хорошая идея для стартапа. Главное, чтобы было время. Как только оно появится, мы с радостью представим наш проект на конкурсе Росмолодежи.
Команда Московского городского:
- Кошелев Александр (ИЦО, 2 курс)
- Казымов Вусал (ИЕСТ, 4 курс)
- Гуренко Екатерина (ЮИ, 2 курс)
- Щипина Валерия (ИЕСТ, 2 курс)
- Субботина Анастасия (ИЕСТ, 2 курс)