Более 20 тысяч экспертов, ученых и представителей образовательного сообщества приняли участие в Форуме «Университеты 2030: наука — компетенции — молодёжь», который состоялся 6 ноября в университете им. Лобачевского в Нижнем Новгороде. Форум проходил в смешанном формате.
Онлайн изменил границы рынка ДО. Сегодня можно учиться из любой точки мира, поэтому университетам приходится конкурировать не только на региональном поле, но и выходить на глобальное пространство. Как выстроить стратегию развития образования в вузах, исходя из вызовов реальности?
Мнения различные, но все спикеры едины в одном: вуз должен быть лучшим в своей отрасли, гибко реагировать на запросы работодателя, уметь прогнозировать потребности и формировать на них спрос, искать новые форматы обучения, максимально купирующие дефицитарные лакуны каждого слушателя.
Особое место на форуме заняла тема дополнительного образования. На обсуждение в «Открытой студии» были вынесены ключевые вопросы:
- Почему университеты мира все активнее занимаются разработкой и реализацией дополнительных образовательных программ для взрослых?
- Возможно ли, что эта активность приведет вскоре к снижению приема на основные программы высшего образования?
- Что дает система непрерывного образования взрослых современным политическим лидерам в развитых государствах?
Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Мау в своем выступлении высказал одну из важнейших мыслей форума:
Давайте откажемся от термина дополнительное образование, оно не дополнение к чему- то иному, основному, более важному. Нужно говорить о непрерывном образовании.
Опытом работы Московского городского университета в сфере непрерывного образования поделилась директор Института непрерывного образования МГПУ Марина Шалашова.
Марина Михайловна выделила основные направления развития университета в области непрерывного образования. Прежде всего это персонализация.
Пора перейти от формального повышения квалификации к оказанию реальной помощи специалисту, который пришел на обучение,
— отметила она.
МГПУ с 2017 года ведет работу в данном направлении, а в 2019 в рамках Федерального проекта «Учитель будущего» сотрудниками университета был создан и апробирован на базе 11 регионов РФ диагностический инструментарий, позволяющий персонализировать образовательные траектории педагогов с учетом их дефицитов.
Еще одним важным направлением является цифровизация. В условиях резкого перехода в дистант на вузы легла первоочередная задача помощи педагогам, которые столкнулись с серьезными трудностями. Марина Шалашова рассказала о мерах поддержки и дальнейшей адаптации учителей к сложившейся ситуации, принятых университетом.
В эпоху глобальных изменений особенно остро встает вопрос обновления содержания образования. Были представлены успешные кейсы МГПУ, реализованные в сотрудничестве с различными государственными и бизнес структурами, которые принесли новые смыслы в содержательное поле повышения квалификации.