26 января 2024 года в Московском городском университете свою работу продолжил II Международный форум для педагогов и исследователей в области математики «Градиент».
На открывающей панельной дискуссии «Продолжает ли царствовать математика?» ректор МГПУ Игорь Реморенко обратил внимание участников на цитату Карла Фридриха Гаусса, в которой он провозглашал математику царицей всех наук, а арифметику — царицей математики. По традиции форума Игорь Михайлович привел аргументы, поддерживающие данную цитату, а также контраргументы, сгенерированные искусственным интеллектом.
Дискуссию поддержали почетные гости Алексей Семенов, академик РАН, академик РАО, заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета МГУ, Евгений Вдовин, профессор РАН, директор Школы компьютерных наук, проректор Тюменского государственного университета и Александр Аронов, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистки и глобального образования МГПУ.
Далее состоялись два пленарных семинара «Подготовка будущего учителя математики» под руководством Виктора Корнилова, начальника департамента математики и физики института цифрового образования МГПУ и «Математическое образование: вызов современности», который модерировала Екатерина Лавренова, директор института цифрового образования МГПУ.На пленарных семинарах были подняты вопросы перехода к базовому высшему образованию, курсов повышения квалификации как способа повышения профессионального уровня учителя математики, применение искусственного интеллекта для решения актуальны проблем математического образования и другие.
Во второй день форума свою работу продолжили и образовательные лаборатории, в которых на обсуждение участников были представлены интерактивные модельные занятия и кейсы опытных и молодых педагогов.
Итоги официальной части форума были подведены на круглом столе, который возглавили Евгений Вдовин, организатор I форума «Градиент» и Виктория Бучацкая, директор департамента стратегического развития и реализации приоритетных программ Адыгейского государственного университета.
Модераторы образовательных лабораторий подвели краткие итоги своих секций.
Виктория Бучацкая поблагодарила участников и организаторов «Градиента», а Евгений Вдовин отметил важность и необходимость проведения Международного форума с целью дальнейшего обсуждения актуальных вопросов математического образования.«Участники лаборатории «Вопросы содержания математического образования в школе и вузе» активно обсуждали вопросы математического образования на примере преподавания геометрии, математического анализа и теории вероятностей.
Точек зрения было высказано немало, но участники пришли к единому мнению: разным категориям обучающихся нужна разная математика, но абсолютно для всех нужна такая фундаментальная математическая подготовка, которая могла бы обеспечивать математическую культуру нации", — рассказала Юлия Семеняченко, доцент департамента математики и физики ИЦО.
Модератор образовательной лаборатории «Вопросы методики преподавания математики» Александр Аронов поделился своими впечатлениями: «В лаборатории участниками были представлены методики, весьма актуальные при обсуждении темы содержания и содержимого математического образования.
Это методики, направленные на инициирование и формирование рефлексии и понимания математических фактов, обозначений и определений, их смыслогенез, субъективацию в сюжетно-текстовых задачах, протоколы мышления при решении задач на геометрические построения. Очень содержательными получились обсуждения вопросы методик коррекции образовательных результатов, их смысла и необходимости, а также методики подготовки к сдаче ЕГЭ по математике в 10 классе".
«В работе образовательной лаборатории „Математическая грамотность обучающихся и содержание математического образования“ были рассмотрены общие вопросы формирования математической грамотности и повышения уровня образованности обучающихся. По итогам работы лаборатории понятно, что у педагогов и исследователей есть интерес к продолжению изучения путей и условий формирования математической грамотности обучающихся», — подчеркнула Мария Кочагина, доцент департамента математики и физики института цифрового образования МГПУ.
Подводя итоги работы образовательной лаборатории «Информационные ресурсы и содержание математического образования» Лариса Ли отметила, что «Уход от рутинной работы и вовлечение в творчество, индивидуализация и персонализация обучения, автоматизация контроля качества обучения и его оценивания, возможность доступа к лучшим математическим ресурсам в любом регионе России — достижения цифровых технологий, ставшие повседневным инструментом преподавателя, которые помогут развить математическое образование в дальнейшем».