Принято считать, что содержание образования уже определено и прописано в образовательных программах. Но зачастую это лишь «содержимое» — основа для отбора учебного материала, который используется педагогом при достижении заданных образовательных результатов. Поэтому вопрос о настоящем содержании образования, о том, что реально осваивается или должно быть освоено в курсе математики, заслуживает специального обсуждения. Именно ему и посвящён II Международный форум для педагогов и исследователей в области математики «Градиент», организаторами которого выступают 3 университета — Адыгейский государственный университет, Московский городской педагогический университет и Тюменский государственный университет.
В рамках подготовки к форуму 22 января прошла открытая лекция Жаната Абдыкерова, заместителя директора Школы неформального образования «Резонанс», аналитика ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» «Мышление и его протоколы», в ходе которой Жанат Сергеевич рассказал о выделенных коллективом школы протоколах мышления, которые человек задействует при решении различных задач. Он представил гипотезу выделения и обобщения тех протоколов, которые необходимы для изучения математики, подняв вопрос существования математического мышления. Лекция вызвала оживленную дискуссию среди участников встречи, которые постарались кратко сформулировать свою точку зрения, а также проанализировать связь между мышлением и деятельностью.
Модераторами встречи выступили Евгений Вдовин, директор Школы компьютерных наук, проректор Тюменского государственного университета, организатор I форума «Градиент» и Марина Пустовойтенко, заместитель директора института цифрового образования МГПУ, координатор II форума.
25 января состоялось открытие форума, темой которого является: «Развитие математического образования: от содержимого к содержанию». На панельной дискуссии «Как математика ум в порядок приводит?» ректор Московского городского Игорь Реморенко привел аргументы, в том числе исторические, за известное высказывание М.В. Ломоносова, а также контраргументы, сгенерированные нейросетью и предложил участникам дискуссии и форума поразмышлять над ними.
Почетными гостями панельной дискуссии стали ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий, директор института математики и информатики МПГУ Сергей Каракозов и исполнительный директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко. В ходе дискуссии были поднять вопросы состояния порядка, который математика прививает каждому школьнику, влияния математики на будущее ребенка, углубленного изучения предмета, формирования логического мышления, способности ориентироваться в сложной ситуации, нехватки кадров в математическом образовании и др.
Далее состоялись пленарные семинары. В ходе семинара «Деятельностное содержание математического образования» участники обсудили проблемы обновления содержания обучения математике, воспитательного потенциала данного предмета, современного математического образования с точки зрения ориентации на инновационный рынок труда.
Пленарный семинар «Математическое образование в школе: перспективы развития» был посвящен популяризации математики с помощью современных подходов, рассмотрению примеров практики математического образования в различных регионах России.
Также свою работу начали 4 образовательные лаборатории, в которых эксперты и участники форума обсуждают современные методики преподавания математики как в школе, так и в университетах, вопросы формирования математической грамотности, способы эффективного встраивания цифровых ресурсов в учебный процесс, представляют авторские модельные разработки и кейсы.