Современный рынок труда требует от специалистов постоянного обновления знаний. По словам ученых, сегодня в мире насчитывается более 50 навыков и умений: цифровая, финансовая, правовая, технологическая, экологическая, медиа-, futures-грамотности и другие. По этой причине молодым людям сложно предвидеть профессиональное и личное будущее, опираясь только на прошлый и существующий опыт. Как рассчитать профессиональное и личное будущее, рассказали журналистам РИА Новости ученые Московского городского педагогического университета. По словам авторов, предложенный способ может быть полезен, в том числе при прогнозировании новых профессий и организации новых направлений образования. Результаты опубликованы в сборнике «Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность».
Исследователи МГПУ предложили для анализа собственной личностной траектории развития новый метод — форсайт-сторителлинг. Он построен на основе уже существующих методов: форсайт-методологии, futures-грамотности сторителлинга и персонального экзистенциального анализа.
Для применения существующих методов форсайт-сторителлинга в индивидуальном развитии мы переосмыслили существующие техники с точки зрения внутренней жизни личности. Тогда возможно интегрировать условия, надежды, ограничения и возможности в единый цельный рассказ. А персональный экзистенциальный анализ позволяет сформулировать личную позицию за счет диалогического метода соотнесения своих стремлений и ценностей с актуальной ситуацией", — прокомментировала научный сотрудник лаборатории городского благополучия и здоровья МГПУ Дарья Касаткина.
Работа по применению персонального форсайт-сторителлинга предполагает несколько последовательных шагов. «Нулевой» этап — это обнаружение исходной волевой интенции: «Что мне нужно? Какие задачи стоят передо мной?». Затем, на первом этапе, происходит оценка текущих возможностей и ограничений ситуации: необходимо расширить круг возможностей и рассмотреть все вероятные траектории и варианты развития событий", — объяснила Касаткина.
Индивидуальный форсайт-сторителлинг позволяет видеть новые возможности, которые остались бы незамеченными при традиционных методах планирования будущего. Для увеличения устойчивости в пандемию или лучшего проектирования своих учебных и карьерных перспектив участникам нужны не новые знания и навыки, а лучшее понимание своих ресурсов и особенностей, — прокомментировала заведующая лабораторией городского благополучия и здоровья МГПУ Елена Нехорошева.