02 марта в рамках общеуниверситетской научной сессии «Дни науки МГПУ 2023» состоялась выездная форсайт-сессия «Форсайт: угрозы и возможности современных трендов» с педагогами Гидрометеорологического колледжа в г. Балашиха. Технология данной форсайт-сессии была впервые апробирована в 2022 в работе с педагогами дошкольного образования при моделировании сценарных версий будущего в дошкольном образовании, и показала свою актуальность в педагогическом сообществе, так как помогает увидеть взаимосвязи в структуре непрерывного образования, осознать неразрывную связь образования с новыми высокими технологиями и ощутить процесс трансформации педагога.
Ведущим модератором сессии выступила Литвинова Светлана Николаевна, к.пед.н., доцент, руководитель сетевой группы разработок и исследований по направлению дошкольного образования, ориентированного на будущее, а модераторами стали Бычкова Татьяна и Зенов Евгений — эксперты программ грамотности в области будущего и онлайн модерации сетевой группы разработок и исследований по направлению дошкольного образования, ориентированного на будущее. Проблематика futures-грамотности в образовании разрабатывается совместно с сетевой лабораторией программ FUTURES-грамотности Томского Государственного Университета, научным руководителем которой является Якубовская Татьяна Владимировна.
В блоке погружения перед форсайт-сессией участники познакомились с методологическими основаниями разработки практик будущего, рамками исследования образования, ориентированного на будущее, профессиональной позицией педагога и его новой грамотностью, результатами опроса детей о будущем, а также инструментами работы с будущим и практиками применения педагогического форсайта. И в ходе трехчасовой форсайт-сессии педагоги работали с навыками будущего в приложении к общим компетенциям специальностей, с глобальными мировыми трендами и вероятными событиями будущего, анализировали угрозы в сфере профессионального образовании и моделировали возможные решения.
Участники форсайт-сессии и эксперты-модераторы отметили, что работа прошла максимально продуктивно и результативно. Теперь задача педагогов на основании разработанного образа будущего развивать у обучающихся навыки будущего и задуматься над теми технологиями в преподавании, которые этому будут способствовать.