Для многих понятно, что лидерами в науке становятся «держатели» диалоговых площадок. Такими площадками выступают либо научные журналы (не «гробики» непрочитанных мыслей, а реальные дискуссионные трибуны), либо постоянно действующие теоретические семинары, где через многочисленные споры формируется научная повестка, разрабатываются и презентуются теоретические конструкты. И то и другое весьма хлопотные истории. В институте педагогики и психологии образования МГПУ уже пятый год работает семинар «Антропология детства и образования».
17 февраля очередная встреча была посвящена уникальному явлению в практике отечественного внешкольного воспитания разновозрастному объединению «Каравелла» (г. Екатеринбург) и социально-педагогическому творчеству детского писателя, педагога и общественного деятеля Владислава Крапивина.
«Каравелла» ведет свою историю с 1961 года, когда Владиславом Крапивиным был создан внешкольный экспериментальный пионерский отряд, который вырос в Центр гражданско-патриотического воспитания, включающий в себя детскую судоверфь, парусную флотилию, современный медиацентр, киностудию, школу фехтования, детско-молодежный театр, литературную студию, за прошедшие десятилетия через эту школу жизни прошли тысячи детей.
В выступлении командора отряда «Каравелла», кандидата педагогических наук Ларисы Крапивиной (г. Екатеринбург) была представлена сущность «крапивинского художественно-педагогического метода спроектированного идеала», который реализуется более 60 лет. Спикер осветила особое мироощущение автора, определившее своеобразие его художественно-педагогического стиля, которое находилось на границе романтизма и реализма, вымысла и реальности, несуществующих миров и фактов современной действительности. Это взаимопроникновение параллельных миров и пространств, по мнению докладчика помогало Владиславу Крапивину сделать открытия, как в литературе, так и в педагогике.
Диспутантами семинара стали Сергей Поляков — профессор кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор (г. Ульяновск) и Михаил Зенкин- заместитель директора морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей (г. Санкт-Петербург).
Кроме того, в дискуссии выступили Игорь Киршин — писатель, руководитель студии «Солнечный Сад», кандидат педагогических наук (г. Калининград), Сергей Цымбаленко — доктор педагогических наук, профессор (г. Москва), Николай Дерягин — кандидат педагогических наук (г. Екатеринбург).
Особенно ярким получилось обсуждение правомерности позиционирования отряда «Каравелла» в качестве утопического сообщества.