Профессионально-ориентированный семинар проводился 14 декабря 2019 года на базе ИППО ГАОУ ВО МГПУ с магистрами первого года обучения: направление «Психолого-педагогическое образование».
Ведущие: к. псх. наук, доцент департамента психологии Курганова Е. А.,
к. псх. н., доцент департамента психологии Листик Е.М.
В ходе теоретического блока семинара обучающиеся познакомились с историей возникновения теории привязанности, основоположниками и представителями данного психологического (неопсихоаналитического) подхода к эмоционально-личностному развитию ребенка в раннем возрасте (Дж. Боулби, М. Эйнсворт). Были рассмотрены базовые понятия теории привязанности, ее типы.
Магистранты посмотрели научно-популярный фильм «Ранние отношения и развитие ребенка». Перед просмотром фильма студентам были заданы вопросы, требующие последующего обсуждения. В ходе просмотра предлагалось отметить особенности познавательной, двигательной активности, эмоциональных проявлений, интереса к людям, другим детям у героев фильма (детей раннего возраста из дома ребенка). Проанализировать поведение и преобладающие эмоциональные состояния воспитателей (терпение, усталость, раздражение, радость, спокойствие, удовольствие от общения с детьми и др.).
Во второй, практической части семинара в форме дискуссии были получены знания о наиболее важных компонентах формирования надежной эмоциональной привязанности к близкому взрослому.
Знания закрепились в форме деловой игры, когда каждый попробовал себя в роли консультанта родителя ребенка раннего возраста и ответил на предложенный вопрос о возможности формировании надежной и ненадежной привязанности к матери у ребенка в конкретных жизненных обстоятельствах. Например: когда мама часто отлучается, вынуждена выйти на работу, безразлична к потребностям ребенка, часто организует совместные игры, стимулирует познавательное развитие ребенка
В заключение магистрантам была предложена литература для более основательного знакомства с данной фундаментальной проблемой психологии раннего детства и диагностическими методиками, направленными на определение типа привязанности к матери в младенчестве и раннем возрасте (автор Г. В. Бурменская).