Top.Mail.Ru

Forbes Education опубликовал результаты исследования МГПУ о семейном образовании

Московский городской педагогический университет провел исследование о семейном образовании и выяснил, что 85% родителей, чьи дети учатся на дому, имеют высшее образование, 22% из них — два и более высших образований или ученую степень.

Одинаковое число опрошенных родителей — по 22% — профессионально связаны с образованием и наукой или сферой услуг, в области культуры и искусства работают 12%, а 35% являются предпринимателями. Руководитель центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат педагогических наук Елена Петряева отметила:

38% респондентов тратят на СО от 10 000 до 20 000 рублей в месяц (в государственных школах — 25%), 50 000 рублей и больше выделяют 6% родителей (в государственных школах — 4%). Данные цифры могут свидетельствовать о том, что семейное образование часто является выбором семей с более высоким социально-экономическим статусом.

Эксперты МГПУ подчеркивают:

Семейное образование — это сознательный выбор родителей, обучение вне образовательной организации. СО не стоит путать с домашним обучением, которое является вынужденной мерой. К ней прибегают, когда ребенок не может ходить в школу по медицинским показаниям и учится очно, заочно или очно-заочно.

Только 10% российских родителей в курсе существования семейного образования, 32% что-то слышали о СО, а 57% впервые о нем узнали во время участия в исследовании. Ключевой причиной перехода на СО, 53% респондентов назвали неудовлетворенность качеством школьного образования. Еще 47% опрошенных указали на плохую атмосферу и буллинг в классе, а 39% отметили, что важным фактором стал переезд на новое место жительства. 53% сослались на особенности характера и личности ребенка. Для 25% сыграла роль специфика работы родителей.

К основным преимуществам семейного образования респонденты отнесли гибкий график, обучение в собственном темпе (81%), возможность легче обеспечить дополнительные занятия (75%), безопасность (74%) и увеличение доли свободного времени (70%).

Стоит отметить, что аттестация и получение официального документа об образовании «семейникам» доступны. Дети могут сдавать зачеты и проверочные работы в разных форматах и в разных организациях — общеобразовательных или онлайн-школах, а также в частных образовательных центрах. В исследовании МГПУ 62% родителей отметили, что дети проходят аттестацию в школе.

Часть семей после определенного периода СО принимают решение вернуться в школу. Этот факт свидетельствует о том, что семейное образование далеко не всегда рассматривается как альтернатива на все годы обучения, а часто служит временным решением на определенном этапе, поясняют авторы исследования.

Пандемия 2020−2021 годов, вынудившая школы перейти на дистант, дала импульс для развития семейного образования в России, а цифровые технологии не просто его расширили, но и качественно трансформировали. Сегодня СО — это не просто «обучение с мамой за партой», а система сервисов и инструментов, которая позволяет семьям выбирать оптимальные для ребенка форматы и методы обучения.

Родители получили доступ к большому количеству образовательных онлайн-материалов — видеоурокам, курсам, платформам. Методы семейного обучения стали разнообразнее. Проведенный опрос показал, что если опыт «удаленки» оценивается родителями положительно, то с большей долей вероятности можно ожидать положительного отношения и к идее семейного образования.

Источник: Forbes Education

Фото: МГПУ


Персоны



Студентка МГПУ стала победителем конкурса «Твой Ход в науку»


23 декабря 2024 г.


Студентка института иностранных языков Ольга Гаптарь заняла первое место во Всероссийском студенческом проекте с исследованием «Граффити как средство самовыражения и социализации молодежи: потенциал и перспективы»

Вадим Ковригин: «черный маркетинг» обманывает клиентов хуже обвеса и обсчета


23 декабря 2024 г.


Заместитель директора института экономики, управления и права МГПУ рассказал, как магазины заставляют нас делать необдуманные покупки