13 декабря 2017 года состоялось второе заседание закрытого академического клуба «Норма и деятельность». На этот раз главным спикером был Исаак Иосифович Калина, руководитель Департамента образования города Москвы. Основной темой встречи стала философия и методология финансирования московского образования. В начале выступления на реальных примерах было рассказано, на каких принципах строится система финансирования московского образования. Равенство возможностей и прозрачность — основные из них.
Финансы не должны быть хозяином, но должны стать слугой для педагогических задач — фокусировал внимание участвовавших в заседании клубе директоров московских школ Исаак Иосифович.
Норматив — один из базовых институциональных механизмов обеспечения такого служения финансов образовательным задачам города. Простая формула, когда количество обучающихся умножается на норматив финансирования, поменяла не только систему распределения денег в городской системе образования, но саму философию общения школ с детьми и родителями. Теперь образовательные организации стремятся интегрировать детей в образование. Естественная конкуренция за выбор родителей неминуемо приводит к росту качества образования. Свидетельством подобного роста стали недавно опубликованные результаты международных сравнительных исследований PISA и PIRLS.
Другим инструментом, о котором говорил Исаак Иосифович, стала прозрачная (это слово было лейтмотивом встречи) система стимулирования директоров. Формализация показателей результативности работы и применение их в практике дало возможность поменять норму отношений, где ключевым является не близость отношений с руководителем, а продуктивность работы.
В конце выступления Исаак Иосифович привел яркий образ, поясняющий основной концептуальный подход в системе финансирования Москвы. Взятый из геометрии пример иллюстрировал два типа сил, действующих на систему образования. Один тип — скалярный (учитывающий только объем), а второй — векторный (для которого важно еще и направление). Для эффективного обновления и развития системы важно, чтобы финансы не были сфокусированы на скалярности, где увеличивается только объем финансирования, но и имели правильный педагогический вектор.Модератор встречи — Александр Изотович Адамский, руководитель Института образовательной политики «Эврика» — проблематизировал участников встречи рядом вопросов. Одним из них стал вопрос переосмысления понимания категории финансирования. Выделение в нем инструментальной и ценностной плоскостей. Эксперты обсудили, насколько современно поколение родителей, мыслят в подобных форматах.
Другим вопросом стала возможность переноса существующих в Москве практик и моделей финансирования в другие регионы. Эксперты, среди которых были Дмитрий Ефимович Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ и Ефим Лазаревич Рачевский, директор образовательного центра «Царицыно», обсудили, существуют ли реальные организационные барьеры или они лежат в сфере ценностных установок руководителей разных уровней.
Активное участие в дискуссии также приняли участие Антон Ильич Молев, депутат Московской городской думы, Павел Аркадьевич Сергоманов, руководитель Центра развития лидерства в образовании Высшей школы экономики.Закрытый академический клуб «Норма и деятельность» создан Московским городским педагогическим университетом, Институтом образовательной политики «Эврика» и Московским центром качества образования. Цель создания клуба — формирование пространства для рефлексии и обсуждения современных тенденций и практик развития образовательной политики.
Заинтересованные руководители и сотрудники образовательных организаций Москвы, исследователи и эксперты могут обратиться к координаторам клуба по электронной почте barannikovka@mgpu.ru