Top.Mail.Ru

Евгений Крашенинников о важности разговора с ребенком

Евгений Крашенинников, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, уверен: бесконечное чтение вслух не повлияет на развитие речи и развитие мышления ребенка так, как это сделает качественное общение.

Разговор со взрослым, но не будничный и «пустой», а наполненный и осмысленный может стать одним из мощнейших инструментов развития для ребенка. Родителя же, не обладающего профессиональным набором знаний, умение задавать вопросы и удивляться ответам, чтобы запустить рассуждение, может сделать лучшим учителем. О том, как выстраивается такое общение, какую ценность имеет и для взрослого в том числе, как оно влияет на развитие речи и развитие ребенка в целом, Евгений Крашенинников поговорил с главным редактором интернет-журнала «Папмамбук».

Начав диалог с вопроса о том, помогает ли развитая устная речь формировать любовь к чтению, собеседники приходят к выводу, что люди в принципе мало разговаривают друг с другом, а в быту и вовсе пользуются ограниченным набором слов. Это, конечно, никак не может способствовать развитию богатой, правильной и красивой речи ребенка.

«Когда родитель забирает ребенка из детского садика, о чем они разговаривают по дороге домой? Подавляющее большинство — ни о чем, просто ни о чем. А если ребенка о чем-то спрашивают, то это всегда один и тот же вопрос. Что ты сегодня кушал. Больше ребенка ни о чем обычно не спрашивают. И дома — то же самое. Ребенок дома, он сидит за столом, ест — значит, все в порядке, маме больше ничего не нужно. Она тоже сидит и молчит. Да поговорите же все-таки! О чем-нибудь! <…> Если вы хотите, чтобы ребенок в будущем читал, думал, рассуждал, нужно погрузить его в языковую среду».

Но все-таки как наполнить повседневное общение с ребенком смыслом, как найти интересную тему и при этом самому по-настоящему вовлечься в разговор? Евгений Евгеньевич отвечает: «Главный способ это закрутить общение с помощью постановки необычной задачи — такой, в условии которой содержится противоречие». Он также раскрывает секрет ведения подобного диалога: взрослый должен не знать правильного ответа на вопрос. Ведь, во-первых, правильных ответов может быть бесконечно много, а, во-вторых, тогда и у взрослого появляется желание искать ответ, обсуждать новые ходы мысли, дискутировать и фантазировать. Приводя примеры, Евгений Крашенинников раскрывает понятие «развивающий диалог» и объясняет, почему речь во всем этом — лишь инструмент для развития мышления. «Чтобы ребенок развивался, взрослый тоже должен развиваться, в том числе и в языковом отношении», — заключает Евгений Евгеньевич.

Полный текст интервью доступен по ссылке.

Фото: МГПУ


Персоны



Нужно ли вводить в школах оценки за поведение?


11 апреля 2025 г.


О том, зачем нужны оценки за поведение и как они могут помочь выявить буллинг, рассказала ТАСС начальник департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности, доцент Лариса Овчаренко

Ректор во всем поддерживает ветеранов


11 апреля 2025 г.


11 апреля свой день рождения отмечает ректор Игорь Михайлович Реморенко. От имени всех ветеранов МГПУ поздравляем его и отмечаем большое внимание и поддержку к деятельности ветеранской организации