Евгений Крашенинников, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, уверен: бесконечное чтение вслух не повлияет на развитие речи и развитие мышления ребенка так, как это сделает качественное общение.
Разговор со взрослым, но не будничный и «пустой», а наполненный и осмысленный может стать одним из мощнейших инструментов развития для ребенка. Родителя же, не обладающего профессиональным набором знаний, умение задавать вопросы и удивляться ответам, чтобы запустить рассуждение, может сделать лучшим учителем. О том, как выстраивается такое общение, какую ценность имеет и для взрослого в том числе, как оно влияет на развитие речи и развитие ребенка в целом, Евгений Крашенинников поговорил с главным редактором интернет-журнала «Папмамбук».
Начав диалог с вопроса о том, помогает ли развитая устная речь формировать любовь к чтению, собеседники приходят к выводу, что люди в принципе мало разговаривают друг с другом, а в быту и вовсе пользуются ограниченным набором слов. Это, конечно, никак не может способствовать развитию богатой, правильной и красивой речи ребенка.
«Когда родитель забирает ребенка из детского садика, о чем они разговаривают по дороге домой? Подавляющее большинство — ни о чем, просто ни о чем. А если ребенка о чем-то спрашивают, то это всегда один и тот же вопрос. Что ты сегодня кушал. Больше ребенка ни о чем обычно не спрашивают. И дома — то же самое. Ребенок дома, он сидит за столом, ест — значит, все в порядке, маме больше ничего не нужно. Она тоже сидит и молчит. Да поговорите же все-таки! О чем-нибудь! <…> Если вы хотите, чтобы ребенок в будущем читал, думал, рассуждал, нужно погрузить его в языковую среду».
Но все-таки как наполнить повседневное общение с ребенком смыслом, как найти интересную тему и при этом самому по-настоящему вовлечься в разговор? Евгений Евгеньевич отвечает: «Главный способ — это закрутить общение с помощью постановки необычной задачи — такой, в условии которой содержится противоречие». Он также раскрывает секрет ведения подобного диалога: взрослый должен не знать правильного ответа на вопрос. Ведь, во-первых, правильных ответов может быть бесконечно много, а, во-вторых, тогда и у взрослого появляется желание искать ответ, обсуждать новые ходы мысли, дискутировать и фантазировать. Приводя примеры, Евгений Крашенинников раскрывает понятие «развивающий диалог» и объясняет, почему речь во всем этом — лишь инструмент для развития мышления. «Чтобы ребенок развивался, взрослый тоже должен развиваться, в том числе и в языковом отношении», — заключает Евгений Евгеньевич.
Полный текст интервью доступен по ссылке.
Фото: МГПУ