30 марта 2022 г. в 17:30 в Институте педагогики и психологии образования Московского городского университета состоится дистанционное (в среде Teams) заседание научно-методологического семинара.
Ссылка на семинар teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3a157a516537a646daa74b548fd8577cd8%40thread.tacv2/1 648 542 114 747?context=%7b%22Tid%22%3a%22c6e90d3c-9e3c-403a-83f8−6b3e5acb68f1%22%2c%22Oid%22%3a%22f49c9e73-ada7−478a-adc4−73b5d9143472%22%7d
На семинаре будет заслушан доклад Рано Иззатовны Суннатовой, доктора психологических наук, ведущего научного сотрудника лаборатории Экопсихологии развития и психодидактики Психологического института Российской академии образования, члена диссертационного совета ПИ РАО, автора более 160 публикаций, члена редколлегии журнала «Общество: социология, психология, педагогика» (ВАК).
Тема доклада: «Экологичность коммуникативного поведения педагогов
в условиях цифровизации образования».
Аннотация выступления на методологическом семинаре:
Цифровизация образовательной среды школы, как показывают исследования, проведенные в период вынужденного перехода на дистантные формы обучения, предопределила новые факторы, обусловливающие особые требования ко всем субъектам образовательного пространства. Однако ситуация с цифровизацией образования не создала принципиально новую проблему в системе «педагог — обучающиеся», она существовала и раньше.
В нашем исследовании, реализованном в контексте экопсихологического подхода к изучению развития личности, речь идет об экологичности коммуникативного поведения педагогов, определяющего три эффекта:
— реализация уважения личности обучающегося;
— уважение педагога к себе, как личности;
— создание конструктивного или экологичного типа взаимодействия с обучающимися.
В эмпирическом исследовании приняли участие 72 педагога и 402 обучающихся 7 — 11 классов общеобразовательной Московской школы. Педагогам были предложены две методики: — особенности самоотношения, включающие веру в себя и аутосимпатию и профессионально значимые навыки общения, реализующие экологичность коммуникативного поведения. Школьникам две методики: «Личностный ресурс становления субъектности» и «Учебная лень, или Причины нежелания учиться».
Полученные результаты позволяют рассматривать экологичность коммуникативного поведения педагогов рассматривать как производное от конструктивности их самооотношения. Полученные эмпирические данные о влиянии особенностей самоотношения педагога на эмоциональную составляющую взаимодействия с обучающимися, позволяют констатировать необходимость введения в практику психологического сопровождения деятельность педагогов. Как правило, психологическая служба школы ориентирована на обучающихся и их родителей. Профессиональная деятельность педагога (и его эмоциональное состояние), являясь, безусловно, одним из ключевых аспектов в образовании, остается пока без необходимого психологического сопровождения.
По всем вопросам: KosyakVv@mgpu.ru/ Косяк В.В.