Эксперты МГПУ и другие участники круглого стола «Игрушки — дело серьезное» рассказали «Учительской газете», какие игрушки популярны среди российских детей, нужны ли игры взрослым и как сделать так, чтобы предложение производителей полностью отвечало спросу.
Встреча сопровождалась выставкой игрушек современных производителей. Здесь были представлены настольные игры, игрушки для сюжетных тематических игр, кубики, развивающие игры для малышей, куклы, конструкторы. Изделия предоставили такие предприятия, как «Стеллар», «Альтернатива», «Весна», «БСКомп», «Звезда», «Айрис», Bondibon.
Модератором круглого стола выступила президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Она поприветствовала всех участников мероприятия, которые присутствовали, как очно, так и дистанционно. Ассоциация объединяет порядка 90% разработчиков и производителей игрушек в России. Антонина Викторовна напомнила, что в России трепетно относятся к семейным традициям и новогоднему празднику, заботятся о подарках. Поэтому в преддверии Нового года с коллегами было решено провести конференцию, посвященную игровой индустрии и роли игрушек в обучении и воспитании.
К этому времени Ассоциация проводит мониторинг популярных игрушек. В рамках поручения Президента России, Минпросвещения подготовило методические рекомендации для регионов, где есть перечень игрушек для детских садов. Важно понимать, как применяются игровые технологии в воспитании и обучении, на что обратить внимание родителей и педагогов. Участники круглого стола обсудили наиболее актуальные вопросы развития игровой индустрии, а также роль игры в развитии ребенка и жизни взрослого.
Всеобщую геймизацию в качестве характерного признака современности отметил Александр Савенков — член-корреспондент РАО, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, д.п.н., председатель научно-экспертного совета премии «Золотой медвежонок», научный руководитель исследований по игре и игрушкам испытательного центра «Полигон игрушек». Он подчеркнул факт возвращения игры в сферу образования в XXI веке.
Ольга Цаплина — руководитель программы магистратуры «Интеллектуальные игры», доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ, к.п.н, рассказала о возможной замене в недалеком будущем учителя игропедагогом. Она напомнила об «Атласе новых профессий», в котором отражены ожидаемые перемены в профессиональных средах — прогресс остановить невозможно. В Институте создали программу «Интеллектуальные игры», которая стала востребованной. Обучающихся для нее отобрали по конкурсу.По словам ученого, игра сегодня «хорошо прописалась», особенно в профессиональном образовании — в частности, при подготовке операторов сложных систем (систем-симуляторов). Другим примером широкой геймизации могут служить популярные сегодня среди школьников кадетские классы, которые вполне можно рассматривать как вариант долговременной игры. Стоит надеть кадетскую форму на подростков, с которыми справляться всегда непросто, — как с ними иметь дело становится значительно легче. По этому случаю эксперт напомнил слова Макаренко о любви детей к военизированным играм.
Кроме того, Александр Ильич отметил, что в настоящее время растет спрос на высоко технологичные игрушки, они вводят ребенка в современный контекст. У высших учебных заведений, в частности, МГПУ, имеется немало возможностей для создания новых образовательных программ (детская журналистика, психология искусства). Однако существует проблема с тем, чтобы попасть в нужную целевую аудиторию, — бывает недостаточно информационного освещения и поддержки. Поэтому если для таких программ и набираются талантливые ребята, то их немного.
В МГПУ проводятся исследования о применении игровых методов в контроле знаний студентов. Выяснилось, что игра сегодня интересна не только в детских садах, но также в школах и даже в вузах. Ольга Викторовна отметила также, что современная геймизация связана с освобождением значительного времени у человека — в результате появляется возможность его вовлечения в игру. Здесь встают вопросы о том, какие игры и игрушки нужны, какая роль отводится игре в обучении. Одной из характерных проблем также становится точное определение грани между игрой и не-игрой.
Екатерина Трифонова — доцент кафедры психологической антропологии Института детства МГПУ, к.п.н. обратила особое внимание на то, что важнейшей частью дошкольного развития выступает свободная сюжетная игра, в которой ребенок может фантазировать и самостоятельно ставить перед собой задачи.
Последнее, к слову, оказывается невозможным при обучении даже с самым умным гаджетом. Техника обычно сама ставит задачи перед пользователем, а тот лишь выполняет их. Без овладения навыком самодеятельной свободной игры в дошкольном возрасте позднее играть и развиваться ребенку намного сложнее. Игра — одна из немногих видов деятельности, цель которой — в ней самой.
Татьяна Авдулова — профессор кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии ПГПУ, к.п.н. продолжила выступление Екатерины Трифоновой, отметив, что игрушка выступает ориентиром, который запускает игру, может ее перенаправить. При этом сегодня она приносит взрослый мир в детство — за счет личностных ориентиров, в частности, когда ребенок ставит перед собой задачи и решает их.
В настоящее время нередко встречаются подростковые элементы в поведении дошкольников. Современная игровая индустрия, с одной стороны, развивается естественным образом (появляются новые профессии — выпускают новые игрушки), а с другой — взрослый мир допускается в детский, при этом не всегда к этому относятся критично.
Игра во все времена была популярной как среди детей, так и среди взрослых. И сегодня она несет в себе не только развлекательную, но и коммуникативную, когнитивную, развивающую функции. Производители выпускают игры для самых разных категорий населения: для детей с особенностями развития, для людей старшего возраста и даже для любимых питомцев.
Представитель игровой индустрии Константин Комаров — руководитель направления по настольным играм ООО «Звезда», рассказал о том, что сегодня является важным для производителей игр. Он, в частности, отметил, что еще 20 лет назад культура настольных игр была в зачаточном состоянии. Сегодня, хотя она и развивается, производителям все же не хватает мнения экспертов, методичек, которые бы рекомендовали настольную игру как инструмент обучения. Возможно, полезной бы стала организация Совета либо Психолого-педагогической экспертизы для отбора и апробации продукта.
По словам Константина Владимировича, сегодня также есть потребность в психологах и инфлюенсерах, которые бы рассказывали об играх широкой аудитории в СМИ и социальных сетях. Кроме того, он напомнил: настольная игра — это занятие для всех, и отметил, что сегодня российская школа гейм-дизайна активно прогрессирует. Для развития этого сектора позитивную роль может сыграть учреждение всероссийской премии производителям.
Ольга Доротюк — генеральный директор фабрики игрушек «Весна», рассказала о производстве современной куклы. Фабрика сегодня выпускает, в частности, серию кукол, в которой представлена национальная одежда народов России. Ольга Юрьевна подчеркнула важность реалистичности образа куклы для детей, он не должен искажать восприятие ребенка о реальности. Ольга Доротюк уверена, что хорошая кукла всегда вызывает положительные эмоции. Полезно, когда игрушка объединяет детей и родителей, ребенку чрезвычайно важно участие взрослых в совместной деятельности. Ольга Юрьевна рассказала также, что в настоящее время особенно популярны куклы тематические, которые можно использовать в сюжетных играх и которые при этом имеют технологическую составляющую — например, кукла-спортсменка со скейтом.
Пресс-конференция организована Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) совместно с сетевым изданием «Учительская газета» при поддержке Минпросвещения России и Минпромторга России. Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» Никита Чудин поблагодарил участников за интересную дискуссию и показ экспозиции игрушек от партнеров, а также сообщил, что фоторепортаж будет размещен на ресурсах издания. Никита Викторович напомнил, что игрушка — настоящий помощник всем родителям, для ребенка она выступает источником первых знаний и ощущений. Кроме того, игра — не только досуг, это еще инструмент образования. Он отметил, что в школе хороший учитель умеет «играючи» преподнести свой предмет.
Фото: «Учительская газета», «Золотой медвежонок»