15 ноября 2022 года прошло заседание Общественной палаты РФ, на котором обсуждался проект единой Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Документ разработан в рамках курса министерства просвещения на унификацию всех образовательных программ и создания на каждом уровне обучения единой рекомендуемой версии программы. На создание программы у разработчиков было всего четыре недели, в результате получился недоработанный, вызывающий вопросы экспертов и практиков документ. Об этом — в материале газеты «Вести образования».
Большинство участников круглого стола — политики, учёные, психологи, педагоги и журналисты — отметили шероховатости проекта и пришли к выводу, что его стоит как минимум доработать. По их словам, программа не отвечает интересам детей и нарушает основополагающий принцип дошкольного образования — принцип единства воспитания, обучения и развития.
При первом знакомстве с документом заметны очевидные нарушения, — от орфографических неточностей и надерганных фрагментов из ФГОС до путаницы в терминологии и несоответствии программных задач возрасту.
Особенность программы — упор на патриотическое воспитание. Из документа следует, что основными функциями дошкольного образования являются «воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации», приобщение детей к «духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа». Впрочем, доктор психологических наук, академик РАО, профессор МГУ Александр Асмолов, как и многие другие присутствующие онлайн и офлайн эксперты, отмечает, что предложенная программа как раз противоречит национальной государственной политике России, прежде всего политике формирования патриотизма в РФ. В ней патриотизм сведён к голым декларациям, находится только на вербальном уровне и сводится к частным разговорам о том, что такое Родина.
«Стандарт нужен там, где вариативному разнообразию нужно придать единообразие»
«Чувствуется четырехнедельная беременность этой программы», — горько пошутил доктор психологических наук, профессор дирекции образовательных программ МГПУ Владимир Кудрявцев и отметил, что документ у него ассоциируется со слабым рефератом студента-троечника. В программе нет даже намека на колоссальные научные исследования. Почти через 10 лет после принятия стандарта педагоги-дошкольники более или менее его освоили. По словам психолога, совершенно очевидно, что стандарт нужен там, где этому великолепному вариативному разнообразию нужно придать единообразие. И существующий стандарт с этой задачей более или менее справляется. Если же эта программа будет федеральной, то какая судьба будет у других программ?
«Нужно в пояснительной записке оговорить статус ФГОСа и тех программ, которые уже прошли экспертизу. Получается, что мы перечеркиваем все, что делали? Как у разработчика одной из программ у меня совершенно не шкурные переживания. Я говорю за всех, уверен, что меня поддержат многие мои коллеги», — подчеркивает Владимир Кудрявцев.
Эксперт предложил назвать программу примерной в значении примера, а не примерности и приблизительности. Тогда можно будет всерьез говорить о доведении этого документа до ума.
«Мы собираемся формировать у детей исполнительскую культуру и учим слушаться исключительно команд сверху»
Коллега Владимира Кудрявцева, эксперт в области дошкольного образования и развития дошкольной образовательной среды Сергей Плахотников также предостерёг от быстрого принятия предложенной программы. По мнению эксперта, в проекте много тревожных тенденций. Прежде всего Плахотникова настораживает частота употребления глагола «учить», хотя совершенно очевидно, что учебная деятельность не является ведущей для дошкольного образовательного учреждения.
А вот две ключевые деятельности — игровая и исследовательская — в проекте представлены крайне скудно.
«Мы воспринимаем ребёнка как субъекта деятельности, а предлагаемая программа воспринимает его как объект. Кто же в таком случае является исполнителем, то есть субъектом программы? Путаница полная. С одной стороны, это воспитатель, с другой стороны — педагог, с третьей стороны — педагогический работник. То есть нужно понять, кто является в правовом плане реализатором. Конечно, мы понимаем, что ребёнок может (хотя в программе написано „должен“) выполнять инструкции, которые даёт взрослый. Но если мы учим ребёнка выполнять инструкции взрослого, мы очень здорово рискуем, потому что качество взрослых, которые встречаются ребёнку на пути, может быть самым разным. В этом смысле мы подставляем ребёнка», — считает Плахотников.
И не только подставляем, а рискуем сделать из детей неконкурентоспособных исполнителей, уверен эксперт.
«У меня такси беспилотное рядом ездит. С кем наши дети будут конкурировать, когда мы их научим быть исполнителями?» — сетует Плахотников. По его словам, мы должны воспитать предпринимателей, людей, которые будут менять ту реальность, в которой мы их выращиваем. Нас не будет, а они будут. А предприниматель — это человек, который видит проблему, решает проблему, входит в кооперацию с другими, может ставить цель перед собой и оценивать результат своей деятельности. Дети в дошкольном детстве к этому способны.
«А мы собираемся формировать у них исполнительскую культуру и учим слушаться исключительно команд сверху», — заключает Сергей Плахотников.
«Это неправда!»
Ранее в «Вестях образования» мы опубликовали колонку Александра Асмолова. По его мнению, в подобном виде программа не учитывает единство разнообразия и может привести к формированию сепаратистских, протестных установок в связи с тем, что она не учитывает прежде всего этнокультурные особенности различных наших республик и разных регионов России.
«В программе приговаривается, что она написана с позиции культурно-исторической психологии. Могу как один из оставшихся профессионалов культурно-исторической психологии сказать — это неправда», — заключает Александр Асмолов.
Программа всё равно будет…
17 ноября 2022 года на VII съезде работников дошкольного образования предполагается утверждение единой Федеральной образовательной программы дошкольного образования, после чего все ДОО должны будут осуществлять по ней свою деятельность. Остаётся надеяться, что её разработчикам (имена которых, к слову, неизвестны) дадут время доработать программу. В противном случае по мнению экспертов и организаторов круглого стола, проект дискредитирует саму идею введения Федеральной образовательной программы, снижает уровень доверия граждан к властным структурам и наносит непоправимый вред детям.
Фото: Jonathan Borba, Unsplash