…самое большое мое достижение — это моя организованность.
Студентка 1 курса Эльвира Гринина рассказала о том, как прошёл её первый год в Московском городском и об обучении по программе «Русский язык, литература» (направление «Пелагогическое образование»).
Расскажи, как проходило твоё поступление в университет, какова твоя история?
Эльвира: Изначально я выбирала между двумя вузами: МПГУ И МГПУ — так часто бывает. Я читала много отзывов, составляла картину. Сначала мой выбор пал на МПГУ. Я даже заключила договор на платное обучение, но узнала, что у меня есть возможность поступить на бюджет сюда. Такие шансы нельзя упускать! Поэтому я быстро все переиграла и не пожалела об этом.
Почему ты выбрала именно это направление?
Эльвира: Сначала я хотела быть учителем начальных классов. Я осталась в школе после 9 класса учиться дальше и поняла, что мне было бы интереснее стать учителем-предметником. Почему выбрала русский язык и литературу? Точно не могу сказать. Возможно, это связано с тем, что у меня сменилась учительница, и она меня увлекла своим предметом.
С какими сложностями ты столкнулась в первые месяцы обучения? Как адаптировалась к новой роли?
Эльвира: Мне было тяжело выстроить свое время, успевать все: и домашние задания, и отдохнуть тоже хочется, и какие-то свои дела — очень сложно было все это правильно совместить. Мне кажется, что научилась я это делать только во втором семестре. Весь первый семестр прошел в какой-то вечной суматохе.
Как ты думаешь, почему не не получалось выстроить нормальный график?
Эльвира: Отчасти с расписанием, которое сильно отличалось от школьного. Также в первом семестре у меня постоянно образовывались какие-то долги, потому что все время что-то не успевала. А во втором семестре, когда я уже поняла, как все работает в ВУЗе, я начала делать все постепенно.
Как сложились отношения с коллективом? Были ли какие-то сложности?
Эльвира: С одногруппниками не было никаких проблем, мне повезло попасть в хорошую группу. Мы достаточно быстро сдружились, организовывали неформальные встречи за рамками учебы и постоянно друг с другом общались.
Повлияла ли изучение филологии на твою жизнь?
Эльвира: Конечно да. Филология стала мне более интересна. В процессе обучения я поняла, что это действительно моё, мне это нужно. Можно сказать, что я стала ближе к литературе. Мне всегда нравилась литература, но теперь я могу её не просто читать, но и изучать с точки зрения филологии и литературоведения. Конечно, есть сферы, в которых мне все ещё тяжело, но я думаю, что к концу 5 курса я уже буду чувствовать себя профессионалом.
Совпали ли твои ожидания от обучения с реальностью?
Эльвира: Здесь не могу сказать однозначно. Например, я сильно волновалась за коллектив, но в итоге все получилось прекрасно и волноваться за это не стоило. Насчет планирования времени, наоборот, особо не волновалась, а оказалось, что об этом как раз и нужно было переживать.
Можешь подвести какие-то итоги первого года обучения?
Эльвира: Мне кажется, я стала более организованна. Что касается филологии, то, естественно, я получила много знаний, расширила кругозор. Например, раньше я плохо разграничивала понятия «многозначные слова» и «омонимы», даже почти считала их одним и тем же. На лексикологии я наконец-то смогла понять, чем они различаются, и я смогла грамотно объяснить это своим ученикам. Но все-таки самое большое мое достижение — это моя организованность.
Ты участвовала в каких-то вузовских мероприятиях?
Эльвира: В научной сфере нет, но в начале обучения я участвовала в творческих проектах. Помню, что ходила на пробы, которые проводились для выбора солистов на посвящение в первокурсники. К сожалению, я не прошла, дошла лишь до очных прослушиваний. Потом, когда я начала работать репетитором по русскому языку, времени на это стало не хватать, поэтому я отказалась от внеучебной деятельности.
Помогло ли тебе обучение в твоей работе?
Эльвира: Да! Я начинала очень неуверенно, мне было очень страшно. Но потом, под конец семестра, я начала понимать, что те знания, которые даются мне в ВУЗе действительно помогают в обучении уже моих учеников. Если взять, например, введение в языкознание. Эта дисциплина была у нас в первом семестре. Вроде, знания давали те же, что и в школе, но добавлялись новые нюансы. Сейчас я преподаю только русский язык, мне придали уверенность введение в языкознание, фонетика, потому что вузовская программа дополнила школьную. Теперь мне легче объяснять этот материал своим ученикам. Сейчас я в учебе стараюсь делать упор на литературоведческие дисциплины, потому что хочу в следующем году так же хорошо разбираться в литературе и готовить учеников и к экзамену по литературе.
Если бы ты могла переместиться в прошлое, то какие советы ты бы дала себе-первокурснице?
Эльвира: Наверное, поменьше беспокоиться, потому что я очень сильно волновалась за поступление и за все остальное тоже. Это были лишние стрессы и тревоги. Поэтому самый главный совет — не принимать все слишком близко к сердцу.
Твои лайфхаки по организации времени?
Эльвира: Все мы, и я тоже, любим прокрастинировать, посидеть в социальных сетях или ещё что-то. Поэтому я в голове выстраиваю график так, чтобы была возможность делать многое заранее. Например, домашние задания я всегда делаю заранее. Но при этом я выделяю какое-то время специально на то, чтобы отдохнуть. Это важно, потому что когда пытаешься сделать упор только на работу, быстро выгораешь. Отдых — это очень важно. Нужно уметь балансировать между отдыхом и работой, чтобы отдыха не было больше чем работы и, наоборот, работы больше чем отдыха.
Беседовала Екатерина Одинцова.
Фото из архива респондента.