Студентка института иностранных языков Елизавета Борисова — дважды победитель вузовских чемпионатов по стандартам Ворлсдлкилс по компетенции «Преподавание английского языка в дистанционном формате». Завоевав золотую медаль на IV Открытом чемпионате Башкирского государственного педагогического университет им. М. Акмуллы весной, Елизавета начала готовиться к участию в Открытом вузовском чемпионате Московского городского педагогического университета, где также одержала уверенную победу.
Когда ты впервые приняла участие в чемпионате по стандартам Ворлдскиллс?
Я считаю, что началом участия в проектах World Skills стало мотивационное письмо. Я заполнила заявку где-то в начале марта. Но если говорить о полноценном участии, то первый мой чемпионат проходил в Уфе с 26 по 29 апреля 2022 года.
Чем интересна компетенция «Преподавание АЯ в дистанционном формате», на твой взгляд?
Данная компетенция интересна тем, что уже на втором курсе есть возможность слегка окунуться в свою будущую профессию. Мне очень нравится работать в дистанционном формате, а выбранная мной компетенция позволяет отточить навыки преподавания именно онлайн. Благодаря подобным конкурсам, студенты могут развивать в себе творческий подход в подготовке к урокам и узнавать что-то новое, необходимое для своей профессии.
На IV Открытом чемпионате Башкирского государственного педагогического университет им. М. Акмуллы по стандартам Ворлдскиллс с кем пришлось состязаться? Были серьезные конкуренты в компетенции?
Честно говоря, моей целью не была победа, для меня конкурс в другом городе был совершенно новым опытом, поэтому я уже считала себя победителем. Основными конкурентами для меня стали очень энергичные и позитивные участники, ведь такая энергия крайне необходима при работе с людьми. Также «с опаской» я относилась к участницам, которые учатся в Башкирского государственного педагогического университет им. М. Акмуллы. Ведь говорят, что родные стены помогают. Стоит признать, что мне нравились идеи других участников. У одной из участниц я переняла опыт техники упражнения, чтобы использовать в своей работе. Но в общем и целом, я полагала, что выиграть в конкурсе — это больше удача, поэтому я работала в своем ритме, показывала, что умею, и старалась не обращать внимание на других.
Как готовилась к чемпионату в Уфе?
Подготовка была довольно насыщенной. Я изучила все инструкции, которые предлагались к конкурсу. Ознакомилась со шкалой CERF для определения уровней. Затем в зависимости от тех тем, которые мне нравились больше на том или ином уровне, я составляла задания. У меня есть несколько учеников, поэтому мне удалось засечь, сколько примерно времени будут занимать задания.
Твой компатриот — Савкина Екатерина, ассистент кафедры методики обучения английскому языку и деловой коммуникации института иностранных языков. Удалось стать одной командой?
Да! Как только мы встретились с Екатериной Александровной в аэропорту, я сразу зарядилась ее энергией. Екатерина Александровна вдохновляла меня, направляла и корректировала какие-то неточности, которые встречались при подготовке. Это один из самых ответственных и внимательных преподавателей, которых я знаю. На чемпионате в Уфе мы были самыми молодыми (я самый молодой участник, она — самый молодой компатриот). Показать, что возраст ничего не решает — было для нас вопросом чести!
Расскажи, пожалуйста, подробнее о заданиях на чемпионате? Какие-то запомнились особенно?
Конкурсное задание компетенции «Преподавание английского языка в дистанционном формате» состоит из пяти модулей. Первый модуль самый сложный, времени крайне мало: необходимо подготовить собеседование для определения уровня, провести его (около 25 минут), подробно написать о сильных и слабых сторонах волонтера в аудировании, говорении, лексике и грамматике, затем составить рекомендации по изучению английского языка, отталкиваясь от цели волонтера. На все это даётся около трёх часов. Второй модуль — разработка урока по целям волонтера, плюс подробный план-конспект. Следующий модуль — проведение урока, который длится около 45 минут. На этот модуль даётся 2 часа, если возникнут технические или какие-либо другие проблемы. Например, в Уфе я забыла включить запись урока. К счастью, мне дали возможность провести занятие ещё раз. Четвёртый модуль: анализ урока, необходимо написать о том, выполнены ли все цели, какие были плюсы и минусы во время урока. Очень важно на каждый минус давать альтернативу, то есть как следовало бы провести урок без этой ошибки. И последний модуль — это составление факультативного курса. Даётся тема, и нужно расписать онлайн-курс. Указывая его продолжительность, особенности, дать информацию об авторе и составить авторскую разработку, то есть своё личное упражнение.
Победа на чемпионате в Уфе была для тебя ожидаемой?
Я совсем не ожидала победы. Как я говорила раньше, я ехала за впечатлениями и новым опытом. Только в последний вечер перед награждением у меня началось волнение. Я очень нетерпеливая, ожидание меня всегда раздражает, утомляет. На церемонии награждения наша компетенция была одна из последних. Поэтому пришлось потратить много нервов перед тем, как я услышала о своей победе.
Какой чемпионат в Уфе или в Москве (МГПУ) оказался для тебя наиболее сложным?
Без сомнений чемпионат в Москве был сложнее! Во-первых, смешался конец семестра и соревнования чемпионата. В университете проходили финальные работы, подводились итоги. Во-вторых, участники намного серьёзнее подходили к выполнению заданий. В Уфе все были более расслабленными, поэтому и я не переживала там особо. В Москве же настрой был более боевой, чувствовалась конкуренция.
Какие у тебя планы? Как планируешь выстроить карьерную траекторию?
В планах продолжать изучать английский язык, углубляться в методику и особенности преподавания в дистанционном формате. На мой взгляд, сейчас подобный формат актуален и важен. В следующем году у нас начинается более тесная практика со школой, я жду ее, так как мне очень интересно прочувствовать школьную атмосферу в качестве учителя. После окончания Московского городского я планирую несколько лет поработать в школе, а дальше будет видно. Сложно загадывать сейчас.
Ждешь Финал Межвузовского чемпионата 2022?
У меня практически нет информации про Межвузу. Плюс у меня был насыщенный второй курс, сейчас беру максимум от летних каникул. Как начнётся учеба, тогда и буду ждать, готовиться.