Top.Mail.Ru

Елена Ушакова рассказала о том, как в России помогают людям с дислексией

Октябрь традиционно считается месяцем, когда в России проходит мероприятия, повышающие осведомленность о дислексии. В честь Всероссийской недели осведомленности Агентство социальной информации узнало, с какими сложностями сталкиваются люди с этой особенностью, как меняется система помощи при дислексии и какие важные изменения произошли в сфере за последний год.

В преддверии этих встреч АСИ спросило у Елены Ушаковой, эксперта Ассоциации родителей детей с дислексией и директора Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, как меняется сфера поддержки людей с дислексией.

Запрос на профессиональную помощь

По данным ассоциации, от 20 до 25% детей испытывают трудности в обучении. Некоторые сталкиваются с дислексией — сложностями развития навыков чтения, другие живут с дисграфией — затруднениями в освоении письменной речи. Еще бывает дискалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями.

В 2019 году Ассоциация родителей детей с дислексией провела исследование, которое показало: 61% россиян ничего не слышали о дислексии. Чтобы донести до родителей и педагогов, что ребенок с дислексией — не непослушный и ленивый ребенок, а тот, у которого есть трудности с чтением и письмом, организация в том числе проводит Недели осведомленности.

Как отмечает эксперт организации, сейчас в России представлено уже довольно много профессиональной информации по вопросам дислексии. Но есть и непроверенные источники: читая их, родители начинают верить в заблуждения, приходят к неправильным выводам и решениям. Все это только повышает напряженность в семье.

На практике мы сталкиваемся с тем, что семьи пытаются фокусировать внимание на каких-либо проявлениях, пытаясь самостоятельно диагностировать дислексию у своих детей, при этом оставляя без должного внимания другие более значимые особенности развития. Здесь стоит отметить, что крайне важно не заниматься самодиагностикой, а обращаться за консультацией к специалистам, — объясняет Елена Ушакова.

Как отмечают в организации, чаще всего родители спрашивают об особенностях организации обучения. Например, должны ли быть специальные условия обучения, как писать контрольные работы и сдавать экзамены и, конечно, как в будущем получать профессию.

Детский или взрослый вопрос?

Есть ли у человека дислексия, станет ясно еще в раннем возрасте. Часто это происходит, когда ребенок учится во втором-третьем классе, но благодаря ранней диагностике выявить нарушение можно еще в дошкольные годы. Поэтому большинство запросов поступает именно о дислексии у детей.

У каждого из родителей детей с дислексией существует свой спектр проблем и вопросов, которые они решают по мере взросления ребенка. Это совершенно нормально и закономерно. И на каждом этапе семья нуждается в поддержке специалистов, педагогов, ближайшего окружения и родительского сообщества, — говорит директора Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ.

Поскольку каждому родителю важно получать рекомендации для своего ребенка, ассоциация проводит вебинары, родительские собрания и онлайн-консультации. Как отмечает эксперт, их актуальность только растет.

Чем раньше ребенок начнет получать качественную помощь, тем проще ему будет учиться. А системная работа со специалистами позволяет избежать проблем во взрослом возрасте: не фиксироваться на своих особенностях, находить пути реализации и так далее.

Взрослые с дислексией тоже могут нуждаться в поддержке и информировании, особенно если дислексия затрудняет их жизнь и у них есть запрос к специалистам. Дислексия не мешает стать учеными, политиками, актерами, режиссерами, поэтами, писателями. И примеров этому довольно много, — подчеркивает Елена Ушакова.

Как меняется сфера поддержки помощи людям с дислексией?

Изучение и развитие сферы помощи также не стоит на месте. АСИ попросило эксперта назвать несколько значимых событий, которые произошли в последнее время в области поддержки людей с дислексией. Среди них Елена выделяет:

  • организацию системной работы по консультированию взрослых с дислексией, которая ведется с 2023 года в Институте психологии и комплексной реабилитации МГПУ;
  • создание приложения «Дислектор», которое оценивает наличие и степень выраженности дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и другие значимые параметры;
  • работу горячей линии по вопросам дислексии, организованной Ассоциацией родителей детей с дислексией. Она стала очень востребованной и приобрела высокую популярность среди родителей за последний год.

Читать интервью в источнике

Также по этой теме


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»