7 декабря 2023 года в Ленинградской области (г. Шлиссельбург) прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Школа, устремленная в будущее: современные условия, приоритеты и ориентиры развития школьного образования». Приглашенным спикером мероприятия стала Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.
Основным содержательным фокусом конференции было обсуждение современных условий, приоритетов и ориентиров развития школьного образования в контексте формирования единого образовательного пространства и реализации федерального проекта «Школа Минпросвещения России». Кроме того, участники также делились успешными технологическими решениями, призванными совершенствовать школьную инфраструктуру, а также развивать образовательную систему.
Конференция предполагала четыре трека. Елена Иванова приняла участие в треке под названием «Современная школьная инфраструктура: равные условия для разных возможностей». Вместе с другими спикерами она обсудила следующие вопросы:
- Какую роль играет школьная инфраструктура в решении приоритетных задач развития школьного образования, в том числе повышения качества образования, академических результатов учащихся?
- Какие скрытые возможности, дополнительные ресурсы есть у инфраструктуры для улучшения качества школьных процессов?
- Что нужно сделать, чтобы равные условия не привели к ограничению возможностей для разных обучающихся?
- Нужны ли стандарты для школьной инфраструктуры? Как должны выглядеть школьные здания в наши дни? И другие.
- вкладывать в образовательную инфраструктуру важно и выгодно;
- дети могут участвовать в проектировании школы;
- поведенческие паттерны можно преодолеть;
- физические параметры важны для организации образовательного процесса;
- хорошая школа меняет социальный статус района;
- школьники разных возрастов хотят по-разному спроектированное пространство;
- необходимо учить педагогов и обучающихся пользоваться новой образовательной инфраструктурой.
Кроме того, Елена Иванова на примерах показала, что создает вариативность и разнообразие школьной инфраструктуры. Она продемонстрировала фотографии, на которых можно было увидеть, как школы могут учитывать психофизиологические особенности обучающихся разных возрастов, создавать условия для возникновения школьных сообществ и «третьих мест», учитывать запрос на приватность, персонализировать среду и открывать школьникам возможности для субъектности.
Фото: Лидия Новожилова