Top.Mail.Ru

Эксперты развивающего обучения обсудили субъектность в образовании

18 и 19 декабря 2021 года в онлайн-формате состоялась XXVII научно-практическая конференция Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО» на тему «Субъектность в образовании».

Мероприятие открыли Игорь Реморенко, ректор МГПУ, и Борис Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Борис Даниилович также выступил с докладом «Субъектность: шаг и горизонты развивающего обучения», осмысляя субъектность в рамке психологии развития следующим образом:

«Во-первых, необходимо найти ситуацию развития, в которой субъектность выступает, выходит вовне — начинает быть видной („на свету“). Во-вторых, искомым является то, как она выступает…».

Галина Цукерман, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника ПИ РАО, выступила с докладом «младший школьник как субъект учебной деятельности: вчера, сегодня, завтра», в котором предложила переосмыслить некоторые части схемы «три слоях учебной деятельности», предложенной еще в 1988 году В. В. Давыдовым и его коллегами на конференции, посвященной проблемам и перспективам развития теории учебной деятельности. Говоря об умении учиться как о психологическом новообразовании учебной деятельности, Галина Анатольевна обращает внимание, что в работах Василия Давыдова нет четкого описания механизма перехода на самостоятельную учебную деятельность (когда ребенок научается учиться).

Александр Попов, заведующий лабораторией компетентностных практик образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, представил доклад «Задача-действие-ресурс: от субъектности к самоопределению», где предложил рассмотреть самоопределение как предельный уровень субъективации и описал схему технологии самоопределения.

Татьяна Ковалева, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования ИНО МГПУ, рассказала о субъектности в образовании. Спикер выделила в своем докладе следующие основополагающие вопросы в рамках проблематики:

  • как соотносится формирование субъектности и субъективности в образовательном процессе?
  • какие характеристики смысла (объемность, глубина, широта) можно выделить в развитии субъективности?
  • нужно ли осваивать разные языки фиксации смысла?
  • какова компетентность тьютора в отношении языков предъявления смыслов?

Спикер резюмировала:

«Мы не должны пропустить линию „живой“ субъективности человеческой».

Павел Сергоманов, руководитель направления Дивизион «Цифровые платформы образования» ПАО Сбербанк, выступил с докладом «Платформизация исследований: к постановке вопроса», который разделил на несколько частей. Говоря о субъектности в образовании, Павел Аркадьевич акцентировал внимание на том, что субъектность в образовании — это трудность, разрыв в действии, а источником самоопределения является именно образовательная субъектность, т. е. делая образовательный выбор, человек самоопределяется как субъект собственного образования. Говоря про образовательные платформы, спикер обратился к схеме, которая демонстрирует мысль о том, что «платформенные способы организации бизнеса обгоняют энергетиков и банки», и рассказал об особой соорганизации субъектов образования в разделении труда при реализации образовательных программ. Далее, подробно раскрывая тему платформизации исследования, спикер рассказал про имеющиеся на сегодняшний день сетевые ресурсы, про новую систему разделения труда и т. д.

В заключение первого дня конференции Антон Скулачёв, председатель ассоциации «Гильдия словесников», представил доклад «Субъектность в школьной литературе: вызовы, рабочие решения и вопросы». Спикер отметил различия между культурой как наследием и культурой как диалогом, перечислил ресурсы субъектности в литературе, в том числе, школьной.

Во второй день конференции прошли пять параллельных мероприятий с участием авторов программ, учебников и учебных пособий развивающего обучения по различным предметам, исследователей деятельностного подхода в образовании и магистрантов из МГПУ и других вузов, практикующих педагогов.

Обсуждались следующие темы:

  • становление субъектности школьников;
  • проявление детской инициативы;
  • педагогическое сознание, мышление, действие;
  • SAM в педагогической практике;
  • персонализация образования;
  • формирование читательской грамотности;
  • позиционирование тренера-технолога деятельностных образовательных практик;
  • формирующее оценивание;
  • учебные задачи.

Материалы конференции доступны по ссылке.

RMMP3y1bsOE
TljlhcaRDq4
axfJBwSy1uI
FTyS8tmhneI
mKaym0ledjQ
NaI2EWMivis
8V8Vs3r0BTg
UTindXRrg2I
-OLu5Ue3Yfc
PqXY4Sp-TpQ

Персоны



Анонсирована программа XIII ежегодной конференция ЕАОКО


26 ноября 2024 г.


В программе — пленарные сессии, круглые столы и секции с участием российских исследователей образования, а также зарубежных экспертов

В МГПУ рассказали о профессии инструктора-проводника для 400 школьников


26 ноября 2024 г.


Насыщенная программа, состоящая из мастер-классов, туристических игр и лекций от знаменитых путешественников, погрузила учащихся в мир туризма