Top.Mail.Ru

Эксперты развивающего обучения обсудили субъектность в образовании

18 и 19 декабря 2021 года в онлайн-формате состоялась XXVII научно-практическая конференция Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО» на тему «Субъектность в образовании».

Мероприятие открыли Игорь Реморенко, ректор МГПУ, и Борис Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Борис Даниилович также выступил с докладом «Субъектность: шаг и горизонты развивающего обучения», осмысляя субъектность в рамке психологии развития следующим образом:

«Во-первых, необходимо найти ситуацию развития, в которой субъектность выступает, выходит вовне — начинает быть видной („на свету“). Во-вторых, искомым является то, как она выступает…».

Галина Цукерман, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника ПИ РАО, выступила с докладом «младший школьник как субъект учебной деятельности: вчера, сегодня, завтра», в котором предложила переосмыслить некоторые части схемы «три слоях учебной деятельности», предложенной еще в 1988 году В. В. Давыдовым и его коллегами на конференции, посвященной проблемам и перспективам развития теории учебной деятельности. Говоря об умении учиться как о психологическом новообразовании учебной деятельности, Галина Анатольевна обращает внимание, что в работах Василия Давыдова нет четкого описания механизма перехода на самостоятельную учебную деятельность (когда ребенок научается учиться).

Александр Попов, заведующий лабораторией компетентностных практик образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, представил доклад «Задача-действие-ресурс: от субъектности к самоопределению», где предложил рассмотреть самоопределение как предельный уровень субъективации и описал схему технологии самоопределения.

Татьяна Ковалева, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования ИНО МГПУ, рассказала о субъектности в образовании. Спикер выделила в своем докладе следующие основополагающие вопросы в рамках проблематики:

  • как соотносится формирование субъектности и субъективности в образовательном процессе?
  • какие характеристики смысла (объемность, глубина, широта) можно выделить в развитии субъективности?
  • нужно ли осваивать разные языки фиксации смысла?
  • какова компетентность тьютора в отношении языков предъявления смыслов?

Спикер резюмировала:

«Мы не должны пропустить линию „живой“ субъективности человеческой».

Павел Сергоманов, руководитель направления Дивизион «Цифровые платформы образования» ПАО Сбербанк, выступил с докладом «Платформизация исследований: к постановке вопроса», который разделил на несколько частей. Говоря о субъектности в образовании, Павел Аркадьевич акцентировал внимание на том, что субъектность в образовании — это трудность, разрыв в действии, а источником самоопределения является именно образовательная субъектность, т. е. делая образовательный выбор, человек самоопределяется как субъект собственного образования. Говоря про образовательные платформы, спикер обратился к схеме, которая демонстрирует мысль о том, что «платформенные способы организации бизнеса обгоняют энергетиков и банки», и рассказал об особой соорганизации субъектов образования в разделении труда при реализации образовательных программ. Далее, подробно раскрывая тему платформизации исследования, спикер рассказал про имеющиеся на сегодняшний день сетевые ресурсы, про новую систему разделения труда и т. д.

В заключение первого дня конференции Антон Скулачёв, председатель ассоциации «Гильдия словесников», представил доклад «Субъектность в школьной литературе: вызовы, рабочие решения и вопросы». Спикер отметил различия между культурой как наследием и культурой как диалогом, перечислил ресурсы субъектности в литературе, в том числе, школьной.

Во второй день конференции прошли пять параллельных мероприятий с участием авторов программ, учебников и учебных пособий развивающего обучения по различным предметам, исследователей деятельностного подхода в образовании и магистрантов из МГПУ и других вузов, практикующих педагогов.

Обсуждались следующие темы:

  • становление субъектности школьников;
  • проявление детской инициативы;
  • педагогическое сознание, мышление, действие;
  • SAM в педагогической практике;
  • персонализация образования;
  • формирование читательской грамотности;
  • позиционирование тренера-технолога деятельностных образовательных практик;
  • формирующее оценивание;
  • учебные задачи.

Материалы конференции доступны по ссылке.

RMMP3y1bsOE
TljlhcaRDq4
axfJBwSy1uI
FTyS8tmhneI
mKaym0ledjQ
NaI2EWMivis
8V8Vs3r0BTg
UTindXRrg2I
-OLu5Ue3Yfc
PqXY4Sp-TpQ

Персоны



Доцент МГПУ Ольга Косибород дирижировала хором, спевшим гимн на Эльбрусе


13 января 2025 г.


Доцент ИКИ МГПУ Ольга Косибород выступила членом жюри фестиваля «Эльбрусский хорофон», в рамках которого гимн России впервые был исполнен на высоте 3500 метров на горе Эльбрус

Надежде Шалимовой присуждена ученая степень доктора филологических наук


13 января 2025 г.


Диссертационный совет по литературоведению поздравляет соискателя с присуждением ученой степени доктора филологических наук