18 и 19 декабря 2021 года в онлайн-формате состоялась XXVII научно-практическая конференция Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО» на тему «Субъектность в образовании».
Мероприятие открыли Игорь Реморенко, ректор МГПУ, и Борис Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.
Борис Даниилович также выступил с докладом «Субъектность: шаг и горизонты развивающего обучения», осмысляя субъектность в рамке психологии развития следующим образом:
«Во-первых, необходимо найти ситуацию развития, в которой субъектность выступает, выходит вовне — начинает быть видной („на свету“). Во-вторых, искомым является то, как она выступает…».
Галина Цукерман, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника ПИ РАО, выступила с докладом «младший школьник как субъект учебной деятельности: вчера, сегодня, завтра», в котором предложила переосмыслить некоторые части схемы «три слоях учебной деятельности», предложенной еще в 1988 году В. В. Давыдовым и его коллегами на конференции, посвященной проблемам и перспективам развития теории учебной деятельности. Говоря об умении учиться как о психологическом новообразовании учебной деятельности, Галина Анатольевна обращает внимание, что в работах Василия Давыдова нет четкого описания механизма перехода на самостоятельную учебную деятельность (когда ребенок научается учиться).
Александр Попов, заведующий лабораторией компетентностных практик образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, представил доклад «Задача-действие-ресурс: от субъектности к самоопределению», где предложил рассмотреть самоопределение как предельный уровень субъективации и описал схему технологии самоопределения.
Татьяна Ковалева, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования ИНО МГПУ, рассказала о субъектности в образовании. Спикер выделила в своем докладе следующие основополагающие вопросы в рамках проблематики:
- как соотносится формирование субъектности и субъективности в образовательном процессе?
- какие характеристики смысла (объемность, глубина, широта) можно выделить в развитии субъективности?
- нужно ли осваивать разные языки фиксации смысла?
- какова компетентность тьютора в отношении языков предъявления смыслов?
Спикер резюмировала:
«Мы не должны пропустить линию „живой“ субъективности человеческой».
Павел Сергоманов, руководитель направления Дивизион «Цифровые платформы образования» ПАО Сбербанк, выступил с докладом «Платформизация исследований: к постановке вопроса», который разделил на несколько частей. Говоря о субъектности в образовании, Павел Аркадьевич акцентировал внимание на том, что субъектность в образовании — это трудность, разрыв в действии, а источником самоопределения является именно образовательная субъектность,
В заключение первого дня конференции Антон Скулачёв, председатель ассоциации «Гильдия словесников», представил доклад «Субъектность в школьной литературе: вызовы, рабочие решения и вопросы». Спикер отметил различия между культурой как наследием и культурой как диалогом, перечислил ресурсы субъектности в литературе, в том числе, школьной.
Во второй день конференции прошли пять параллельных мероприятий с участием авторов программ, учебников и учебных пособий развивающего обучения по различным предметам, исследователей деятельностного подхода в образовании и магистрантов из МГПУ и других вузов, практикующих педагогов.
Обсуждались следующие темы:
- становление субъектности школьников;
- проявление детской инициативы;
- педагогическое сознание, мышление, действие;
- SAM в педагогической практике;
- персонализация образования;
- формирование читательской грамотности;
- позиционирование тренера-технолога деятельностных образовательных практик;
- формирующее оценивание;
- учебные задачи.
Материалы конференции доступны по ссылке.