Top.Mail.Ru

Эксперты рассказали о том, как учителя справляются со стрессом

В конце ноября в Москве состоялась VII научно-практическая конференция, посвященная 20-летию Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов (АЭАПП) «Дать ответ жизни: экзистенциальные потенциалы вызовов повседневности». Конференция прошла в очном формате, с онлайн выступлением профессора, почетного президента международной ассоциации Логотерапии и Экзистенциального анализа Альфрида Лэнгле.

Елена Нехорошева, заведующая лабораторией городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, и Дарья Касаткина, научный сотрудник лаборатории, выступили на конференции с докладом «Учитель и перемены: стресс и поиски благополучия», в рамках которого рассказали о том, насколько COVID-19 был связан с переживаниями стресса и влиял на субъективное благополучие педагогов.

Как оказалось, заболеваемость COVID-19 не вызывала такого сильного стресса и не приводила к снижению субъективного благополучия. Большей нагрузкой являлся очный формат работы, наличие непосредственного контакта с детьми и родителями, а также молодой возраст респондентов. Таким образом, более подверженными стрессу и чувству неблагополучия оказались психологи и тьюторы, воспитатели детских садов, и студенты педагогических специальностей, замещающие зрелых коллег. Другим нагружающим фактором было общее состояние психологического здоровья — педагогам, которые уже были эмоционально или физически истощены, было труднее справляться со стрессом или выдерживать его.

При обсуждении возможностей укрепления педагогического сообщества в трудные периоды Елена Нехорошева и Дарья Касаткина представили результаты практической деятельности по повышению психологической грамотности будущих педагогов в рамках элективных курсов, проводившихся с 2020 по текущий год:

  • «Рефлексия, самопознание, отношение с собой»;
  • «Благополучная урбанизация».

Студенты первого курса стали лучше распознавать свои чувства и ценности, осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность. В эссе будущие педагоги отмечали смену установки в отношении собственного благополучия — для многих это стало результатом собственного выбора, ответственности. Студенты писали о том, какими навыками самопомощи стали пользоваться после курса, и отметили выросшую психологическую устойчивость в различных, в том числе и профессиональных, ситуациях.

В дискуссии с коллегами, членами Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов, сотрудники лаборатории сделали выводы о потенциале экзистенциальной педагогики и психологических практик для укрепления устойчивости педагогов.

2
4

Персоны



Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»

Доцент МГПУ организовал для школьников исследовательский чекап-проект


03 ноября 2024 г.


В ходе проектной работы школьники разберут особенности функционирования органов кровеносной системы, научатся работать с научным оборудованием и представлять результаты своих исследований