24−25 октября 2023 года в Иркутской области прошел II Региональный форум классных руководителей «Эффективные практики и проекты классного руководителя», который собрал 3 500 педагогов. На нем сотрудники лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели три занятия.
В первый день Андрей Иоффе, Валерия Маркова и Людмила Бычкова выступили с лекцией «Образовательное событие в классе для развития личностного потенциала» и одноименным практическим интенсивом. Спикеры отметили, что событие («со-бытие», «совместное бытие»), в отличие от мероприятия («принятие мер»), является пространством для размышлений, в котором ведущие с участниками:
- гибко реагируют на ситуацию;
- импровизируют;
- ставят проблемные вопросы;
- делают собственные открытия.
«Что в образовательном событии позволяет развивать личностный потенциал? Возможности для выбора, пробы и сомнения, совместная деятельность и достижение успеха, самостоятельная выработка правил, различные ситуации преодоления. Не обойтись и без эмоций, которые разделяют все участники, — это индикатор того, что событие состоялось. Как разработать такое образовательное событие? Использовать БМК — блочно-модульный конструктор, который позволяет учесть все важные составляющие любого занятия: организационную, мотивационную, информационную, практическую, оценочную и рефлексивную», — поясняют сотрудники лаборатории.
Вслед за лекцией последовал интенсив, на котором спикеры перешли от теории к практике. Они предложили посмотреть видеофрагмент классного часа Елены Дышевой — финалиста конкурса «Учитель года России — 2022» — и подумать, что в нем способствовало развитию личностного потенциала детей. Каждый участник получил экспертный лист для анализа занятия, основанный на БМК, — недавнюю разработку лаборатории.
На следующий день участников ждал еще один образовательный интенсив «„Снимаем кино“: проектирование классного часа на основе блочно-модульного конструктора». На нем педагоги объединились в шесть «съемочных групп», чтобы разработать классные часы, опираясь на БМК. Вдохновившись фрагментом мультфильма «Как приручить дракона», они обозначили множество вопросов, вокруг которых можно построить классный час, — от определения жизненного пути до торжества добра над злом.
Во время интенсива педагоги придумывали:
- чем замотивировать детей и как вместе с ними выйти на проблемную ситуацию;
- чем заняться и что обсудить на занятии;
- и, наконец, как оценить и отрефлексировать прожитый опыт.
В свою очередь, Андрей Иоффе и Валерия Маркова консультировали участников, а также давали им обратную связь. В конце интенсива шесть групп презентовали шесть разных необычных и интересных классных часов: «В чьих руках мое будущее?», «Быть или не быть?», «Выбор есть всегда», «Трудности выбора», «Письмо из будущего», «Поезд жизни. Выбор и ответственность».
«Форум — настоящее образовательное со-бытие: замечательная дружественная атмосфера, тепло общения и эмоциональная поддержка; мастер-классы, тренинги и интенсивы на любой вкус; шанс открыть новое и попрактиковаться в том, с чем не приходилось работать раньше. С сотрудниками Института развития образования и педагогами Иркутской области мы уже третий год встречаемся на многочисленных онлайн-площадках Программы по развитию личностного потенциала. Возможность приехать, увидеть всех и поделиться своими идеями и разработками теперь уже в очном формате — большая ценность», — поделилась впечатлениями Валерия Маркова.
Фото: ИРО Иркутской области