«Инженерный класс в московской школе» — один из первых проектов предпрофессионального образования в столице. В следующем году ему исполнится 10 лет. За это время из инженерных классов выпустились несколько десятков тысяч «будущих профессионалов», многие из которых уже достигли профессиональных успехов на ведущих технологических предприятиях и в ключевых научных организациях города — от конструкторского бюро «Туполев» до Курчатовского института.
Куратор проекта Татьяна Новикова рассказала информационному агентству «Образование. Пресс», что вдохновляет будущих инженеров, какую практическую подготовку они получают в школе и почему им бывает непросто после выпуска.
— Мы брали интервью у кураторов ИТ-классов, медицинских, предпринимательских. Понятно, что врачи нужны всегда, «айтишники» в тренде, а бизнес четко ассоциируется с финансовым успехом. А что движет ребятами, которые хотят идти в инженерные классы? Что или кто является для них примером?
— Ребята, которые идут в инженерные классы, — «технари» по складу ума. Это юноши и девушки, для которых с детства любимые игрушки — конструкторы, любимые книги — научная фантастика. А любимые школьные предметы — математика и физика. И чем глубже эти дети изучают закономерности физического мира, тем интереснее им становится применять эти закономерности на практике: изобретать, разрабатывать, создавать новое.
Примеры для подражания у всех свои: кого-то вдохновляют теоретики, как Лев Ландау, кого-то — практики, как Петр Капица. Это отражается в содержании проектов, которые школьники разрабатывают на базе вузов. Одним ребятам интересно исследовать магнитные поля, а другие сразу стремятся с их помощью создать, например, магнитный амортизатор для автомобиля. И лучшие результаты получаются, когда те и другие работают вместе.
— У будущих инженеров есть очень интересный специализированный курс — инженерный практикум. Что именно в нем практического, выходящего за рамки обычной школьной программы?
— Инженерный практикум — метапредметный курс: он берет физику, химию, математику, связывает их в единое целое и дает ученику практические инструменты, которые ему в дальнейшем пригодятся и для создания школьного проекта, и для учебы вузе, и для работы по специальности. Сперва ребята погружаются в техническую механику: знакомятся с механизмами общего назначения, их свойствами и особенностями, учатся рассчитывать прочность, упругость, трение, износ. Затем школьники расширяют навыки, работая с электроизмерительными приборами — различными датчиками, осциллографом, учатся собирать электрические цепи, пользоваться амперметром и вольтметром, узнают, что такое реле и трансформаторы. За этим следует знакомство с тепловыми процессами в технических устройствах, световыми явлениями в оптических системах. Старшеклассники уже понимают, что такое двигатель Стирлинга, принципы работы спектральных приборов и могут объяснить, как на жидкокристаллическом экране появляется изображение.
Полную версию интервью можно прочитать на портале информационного агентства.
Источник: ИА «Образование. Пресс»
Фото: МГПУ