В журнале EdDesign Mag вышел состояший из двух частей материал, посвященный теме соучастия и практикам соучаствующего проектирования в школе. Одним из экспертов выступила дизайнер, научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ Екатерина Барсукова.
Также кейсами по обновлению образовательных пространств школ читателей поделились координатор проектов соучастия в Центре UP Европейского университета Анна Краснова, управляющий партнер «Проектная группа 8» Дмитрий Смирнов, и соучредитель и партнер архитектурного бюро «Дружба» Белла Филатова.
Ошибки заказчиков и сложности соучаствующего проектирования
В первой части материала специалисты рассказали о типичных ошибках заказчиков. Одну из них озвучила Екатерина Барсукова
К нам часто обращаются школы с запросом: «У нас ремонт в апреле, есть смета, и мы решили, что нам нужно соучастие». Но в чем мы будем соучаствовать? Куда диван переставить? Уже даже прописано, какой это будет диван
По словам дизайнера, на весь процесс соучастия необходимо закладывать хотя бы год
Мы стараемся прийти в школу в конце сентября-октябре и до февраля создать проект, чтобы он успел уйти на тендер и воплотиться на летних каникулах.
Также эксперты обсудили сложности соучаствующего проектирования: неверное понимание принципов соучастия, формальное отношение к процессу и отсутствие у школьников доверия к администрации и педагогам.
Государственные школы часто боятся, что соучастие несовместимо с ФЗ-44 и правилами госзакупок, и они не смогут отчитаться за бюджетные деньги". Эксперт МГПУ добавила, что финансирование обычно не очень большое, а потому абсолютное большинство примеров соучаствующего проектирования в школе — не полный ремонт или строительство здания, а отдельные зоны или помещения.
О методике лаборатории образовательных инфраструктур
Екатерина Барсукова подробно рассказала о разработанной в МГПУ методике «9 шагов соучастия», которая раскрывает включает в себя 9 этапов:
1. Формирование запроса и создание команды
2. Наблюдение (знакомство со средой и ее «обитателями»)
3. Сопричастное исследование (вовлечение участников образовательных отношений)
4. Творческие семинары и поиск решений
5. Визуализация идей
6. Обсуждение дизайн-проекта
7. Оформление технической документации и авторский надзор
8. Знакомство с новым пространством и обучение
9. Постпроектное исследование и обратная связь
Эксперт МГПУ отметила, что полный цикл из девяти шагов не всегда реализуется на практике. По ее словам, школа, к примеру, может попросить провести только соучаствующее исследование. В этом случае эксперты лаборатории реализуют только первые три пункта списка, а далее проект передается другим специалистам например, планировщикам, дизайнерам и другим.
Кейс: что делать, если ученики не хотят выходить из классов в перерывах
Представители одной из московских школ пришли к экспертам с проблемой: на переменах нужно было проветривать классы, но дети в начальной школе не хотели выходить в рекреации — коридоры и холлы, специально предназначенные для отдыха.
Екатерина Михайловна с коллегами начали изучать пространство, в том числе опускались на корточки, чтобы понять, что находится на уровне глаз детей. Выяснилось, что висящие в этих пространствах картины, отсвечивают, то есть изображения, видоизменяясь под определенным освещением, могут казаться страшными.
Также дизайнеры встретились с учениками и попросили их нарисовать самые страшные и самые любимые помещения в школе. С некоторыми школьниками проводили небольшое интервью в процессе рисования.
Поработав кроме всего прочего с вопросами функционала, который нужен на переменах, и добавив мест, где можно выплеснуть накопившуюся энергию, дизайнеры получили отличные результаты: дети стали выходить на перемены, изменили отношение к рекреациям, а позже там даже стали проводить уроки.Полный текст обеих частей публикации в источнике:Мы проанализировали рисунки. Самым страшным оказался кабинет музыки, но это было связано не с архитектурой, а со страхом перед учительницей. Зато как дизайнеры мы обратили внимание на одно несоответствие. Ребята рисовали страшные помещения желтым. А это противоречит цветовому восприятию в их возрасте. В начальной школе дети в подавляющем большинстве очень любят желтые цвета. Мы сделали вывод, что в школе использованы неправильные оттенки желтого: сероватые, зеленоватые, бежево-желтые. Чтобы реабилитировать желтый цвет среди малышей, перекрасили рекреации в белый с элементами оранжево-желтого и серо-голубого, — поделилась Екатерина Барсукова.
«Ничего для нас без нас»: работает ли соучаствующее проектирование в школе? (1 часть)
9 шагов по реабилитации «самых страшных мест» в школе (2 часть)
Фото: Freepik