Top.Mail.Ru

Екатерина Асонова о задачах и трендах детской литературы

На сайте «Педсовет» вышла статья «Новейшая детская литература: о чем она и для кого», в которой заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Екатерина Асонова рассказала о том, какие задачи решает детская литература и чем современные книги принципиально отличаются от произведений прошлых лет. В этом материале приводим ключевые тезисы из статьи.

«Цель детской литературы — поддержать родителей в вопросах воспитания ребенка, дать им опору, чтобы выстраивать доверительные отношения с ребенком и подростком. Например, небольшие истории с картинками Туве Аппельгрен и Саллы Саволайнен про девочку Весту Линнею, сказки Астрид Линдгрен, рассказы Виктора Драгунского или стихи Михаила Яснова», — говорит Екатерина Андреевна. Так, она отмечает, что «детская литература помогает находить слова для описания всего на свете, особенно нового, непонятного, сложного».

А вот книги, написанные для подростков, честно рассказывает о трудностях, с которыми можно столкнуться в этом мире и поддерживают подростков в их самоопределении. В качестве примеров эксперт привела повести Нины Дашевской, Евгения Рудашевского, Ларисы Романовской, Ульфа Старка, Дэвида Алмонда, Гарри Шмидта.

«Детская и подростковая литература — это проводник в мир чувств, творчества, игры и искусства: это первые поэтические опыты, внутренняя работа с образом, вербальным и визуальным», — подытожила Екатерина Асонова.

Эксперт также рассказала о трендах развития новейшей детской литературы: «Во-первых, это инклюзия. Не тема инвалидности или инаковости, а именно идея инклюзии — включенности самых разных людей в социальные отношения. Современные произведения на эту тему „предлагают“ читателю новую модель поведения. Сегодня это не обязательная награда исцелением, как в „Цветике-семицветике“, не исключительные способности и победа, как в „Гадком утенке“, а принятие мира таким, какой он есть, как в повести Дж. Паласио „Чудо“».

Второй тренд — тема познания. По словам Екатерины Андреевны, современная научно-популярная литература старается отвечать на самые трудные детские вопросы, к примеру, «Как устроена власть?» или «Как сказать „нет“?». Эксперт МГПУ пояснила: «Мы же понимаем, что вопросы о том, как устроено наше тело, у ребенка обязательно есть. И от ответов на эти вопросы — со смешками от друзей или спокойно и нейтрально от родителей — зависит отношение ребенка к своему здоровью. Научиться спокойно говорить о своих физиологических потребностях, называть правильно части тела — вот что нужно человеку, чтобы вовремя обратиться к врачу за помощью, не стыдиться своего тела, уметь с ним договариваться», — пояснила эксперт.

При этом воспитательная функция все еще остается основной функцией современной литературы. В этом смысле она ничем не отличается от литературы предыдущих лет.

«Представления о том, как воспитывать детей, тоже меняются. Но в чем-то они остаются неизменными, потому что в воспитании есть две составляющие. Первая — поддерживать ребенка и открывать ему мир вокруг, стараться создать для него безопасное пространство. Вторая — несколько циничная, но такова жизнь: чтобы выжить с ребенком, его нужно сделать „удобным“, то есть научить правилам и дисциплине», — заключила Екатерина Асонова.

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Источник: Педсовет

Фото: МГПУ


Персоны



«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»

Хоровая капелла МГПУ выступила в Национальном центре «Россия»


20 ноября 2024 г.


В День преподавателя высшей школы хор ИКИ МГПУ под управлением Ольги Ушаковой выступил на Первом Всероссийском форуме преподавателей высшего образования