2 и 3 октября 2023 года в Москве прошла ежегодная межмузейная конференция «Единство непохожих». В первый день в ней приняла участие Анастасия Белолуцкая, заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Она выступила на экспертной дискуссии «Музей и школа. В ногу со временем».
«Образовательные результаты школьников в очень большой мере сегодня зависят от того, насколько устойчивыми и эффективными будут партнерские связи между школами и музеями города», — подчеркнул заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Антон Молев. Спикер также объяснил, что ставка на сотрудничество с учреждениями культуры делается не только с точки зрения просвещения и воспитания, но и предпрофессионального становления школьников.
Эту же мысль продолжила Анастасия Белолуцкая. Она представила результаты масштабного исследования лаборатории о том, что сами музейные работники, учителя и родители школьников думают об образовательном потенциале музеев. Анастасия Кирилловна сделала акцент на важность развития мягких навыков: критического и творческого мышления, коммуникации и способности к сотрудничеству.Но, к сожалению, развитие этих навыков пока не находится в фокусе внимания профессионального музейного сообщества — это удалось продемонстрировать на примере данных о проекте «Урок в музее». Эксперт МГПУ рассказала о типах задач, которые предлагаются в заданиях:
- они бывают продуктивными, то есть ход выполнения которых не описан в учебнике, а имеются лишь подсказки. Решая их, обучающийся добывает новые для себя знания в результате творческой деятельности;
- а бывают репродуктивными, то есть нацеленными на проверку предметных знаний. Часто при решении задач такого типа необходимо либо знать определенную формулу, либо вспомнить ее.
Проанализировав 180 заданий, исследователи сделали вывод, что подавляющее большинство заданий носят, увы, репродуктивный характер. Этот кейс вызвал большой интерес у слушателей.
Выступление Анастасии Белолуцкой также продолжили:
- Марина Шапошникова, заведующая Музейным образовательным центром Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника;
- Зарина Сафина, заведующая отделом музейно-образовательных программ ГБУК «Национальный музей Республики Татарстан»;
- Альфред Вардазарян, заведующий отделом научной популяризации Музея космонавтики.
В финале дискутанты обсудили механизмы и инструменты, которые могли бы помочь школам и музеям выстроить долгосрочные партнерские связи, чтобы повысить качество образования школьников.
Фото: Ежегодная межмузейная конференция «Единство непохожих»