С 27 по 30 августа 2024 года в Никосии (Кипр) прошла международная конференция Европейской ассоциации исследователей образования ECER — European Conference on Educational Research. В этом году в ней приняло участие около 2300 исследователей сферы образования и ученых из 71 страны. Московский городской представили ученые НИИ урбанистики и глобального образования Игорь Шиян, Ольга Шиян, Татьяна Ле-ван, Анна Якшина, Дарья Касаткина.
Тема конференции этого года — «Образование в эпоху неопределенности: память и надежда на будущее». В рамках заявленной тематики сотрудники МГПУ рассказали о ключевых проблемах, которые обсуждались на секциях конференции:
- права детей в образовании и соучастие;
- инклюзивность в широком смысле, социальное равенство и справедливость;
- возможности и риски использования цифры и ИИ в образовании;
- профессиональное развитие и пересмотр подходов к обучению педагогов;
- система поддержки благополучия и здоровья всех участников образовательного процесса;
- необходимость налаживания взаимодействия между исследователями и образовательной политикой;
- осмысление и работа с травмой, работа с беженцами и детьми из семей мигрантов.
Ученые МГПУ представили результаты исследований, реализованных за последние годы.
Дарья Касаткина, научный сотрудник лаборатории городского благополучия и здоровья, выступила на секции «Исследования партнерства в сфере образования» с докладом «Коммуникация — ключ к успеху: как цифровые образовательные ресурсы укрепляют доверие родителей к школам». Дарья Алексеевна рассказала о механизмах формирования доверия родителей к школе и системе образования в цифровом пространстве. Опираясь на результаты массового опроса 16 535 родителей школьников Москвы и Московской области, экспертам удалось получить данные о пользовательских путях различных групп родителей и факторах, способных увеличить их доверие:
«Хотя мы увидели, что разные группы родителей приходят к доверию разными путями, есть три фактора, которые значимы для всех: это готовность регулярно использовать только официальные источники, удовлетворенность этими источниками и отсутствие конфликтов в школе. Поэтому так важно работать над поддержкой цифровых систем, постоянно совершенствуя их работу. Но и важна открытость и готовность к диалогу, к решениям возникающих проблем».
Слушатели секции особенно интересовались принципами выделения разных поведенческих групп родителей, факторами, которые ухудшают пользовательский опыт родителей, и возможностями корректировать влияние этих факторов. Отмечен интерес аудитории к перспективами использования полученных данных при проектировании цифровых образовательных инфраструктур.
Сотрудники лаборатории развития ребенка Игорь Шиян, Ольга Шиян, Татьяна Ле-ван и Анна Якшина выступили с сообщением «Поддержка игры для обучения и развития детей: вызовы и идеи игрового обучения дошкольных педагогов» на симпозиуме, организованном в рамках конференции. Выступление состоялось под руководством Джо О’Хары, президента Европейской ассоциации исследователей образования.
Большой интерес у участников симпозиума вызвали результаты исследования условий для поддержки детской игры и развития творческих способностей в 44 детских садах России и Казахстана. Это первое международное исследование с использованием разработанных в лаборатории оценочных инструментов: Шкалы оценки условий для поддержки детской игры и Шкалы оценки условий для развития творческих способностей. Исследование показало, что педагоги детских садов недооценивают образовательный и развивающий потенциал детской игры, испытывают дефицит игровых компетенций (умения играть самим и поддерживать затеянную детьми игру), умения удивляться вместе с детьми, создавать проблемные ситуации, выстраивать обсуждения.
Анна Николаевна также выступила с докладом, в котором рассказала, что дошкольные педагоги думают о детской игре и как относятся к неопределенности. «Мастерской неопределенности является детская игра», — этот тезис эксперт продемонстрировала на контрастных кейсах и их расшифровках. На конкретных примерах она показала, как дети обращаются с неопределенностью в совместной игре и какие стратегии выбирает взрослый по отношению к неопределенности игры (избегает, отрицает, превращает в определённость, проживает вместе с детьми). По окончании доклада слушатели активно обсуждали, как можно совершенствовать подготовку дошкольных педагогов.
«Удивительно нырять из секции в секцию и обнаруживать, как сфера образования разных стран и процессы, происходящие в ней, и похожи, и одновременно различаются в контекстах и нюансах. В точке пересечений и преломлений диалог особенно ценен», — делится впечатлениями Анна Якшина.
Участники симпозиума обсудили, как разработанные в МГПУ оценочные инструменты могут помочь в вопросах развития качества дошкольного образования и развития компетентности воспитателей. Исследователи лаборатории развития ребенка отметили, что слушатели интересовались возможностями расширения круга участников международных исследований, инициируемых МГПУ.
Фото: МГПУ