Сотрудники НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ приняли участие в XI ежегодной международной конференции Евразийской Ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО), которая прошла 13−14 октября 2022 года. Они представили 6 докладов, посвященных самым разным темам от исследования детской игры до оценки профессиональных дефицитов учителей.
Так, заведующая лабораторией городского благополучия и здоровья Елена Нехорошева представила доклад на тему «Оценка грамотности в области здоровья: определение структуры конструкта и разработка инструмента измерения у подростков». Елена Владимировна рассказала о проблеме, связанной с оценкой грамотности здоровья школьников: «В настоящее время из-за дефицита методических, инструментальных и организационных условий достаточно тяжело оценить уровень грамотности обучающихся в области заботы о здоровье». Для решения этой проблемы лаборатория разработала методику оценки «Мотивация и грамотность здоровья», которая определяет уровень мотивации и функциональных навыков подростков в отношении своего здоровья и заботы о нем. Подробнее об этапах создания этого инструмента, а также результатах его использования рассказали содокладчики Елены Владимировны — Екатерина Енчикова, эксперт Центра исследований и интервенций в образовании Университета Порту (Португалия) и Дарья Касаткина, научный сотрудник лаборатории городского благополучия и здоровья.
Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 6:50:51 — 7:15:50).
Следующими докладчиками от НИИ урбанистики и глобального образования стали сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур Ирина Виноградова и Елена Иванова. Они выступили с докладом «Образовательная среда: от оценки к управлению развитием», в рамках которого рассказали о том, как выстраивается работа со школами, желающими работать с качеством образовательной среды. Елена Владимировна описала механизмы и модели работы с качеством образования через:
- оценку его качества
- развитие образовательной среды
- повышение качества управленческих решений
- учет контекстных данных
О конкретных этапах, через которые проходят эксперты совместно с руководителями образовательных организаций, работая над качеством образовательной среды, рассказала Ирина Анатольевна: «Управление развитием образовательной среды предполагает переход от интуитивных решений к рациональным. Мы стараемся выстраивать стратегию развития образовательной среды: на этом этапе очень важна партиципация, лидерство, обратная связь, ориентация на потребителя, коллаборация, процессный переход, системность».
Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 1:01:41 — 1:28:39).
Далее состоялось выступление сотрудников лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Антона Агапова и Татьяны Мысиной. Их доклад был посвящен анализу траекторий победителей студенческой олимпиады «Я — профессионал». Спикеры познакомили слушателей с олимпиадой, а также задались вопросом, можно ли опираться на ее результаты при отборе студентов в магистратуру? Результаты проведенного ими исследования показали: студенты-победители олимпиады действительно в большей степени вовлечены в обучение, а также имеют более развитую коммуникативную компетенцию.
Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 4:03:58 — 4:18:24).
Татьяна Конобеева, руководитель проектного офиса «Новый педагогический класс», представила доклад «Формирование и оценивание информационной грамотности в рамках проекта предпрофессионального образования «Новый педагогический класс в московской школе». Татьяна Анатольевна рассказала об особенностях формирования информационной грамотности у обучающихся, а также привела примеры заданий, используемые для оценивания данной компетенции. Также были затронуты вопросы организации сетевого обучения, в процессе которого не только дети, но и учителя формируют, развивают и совершенствуют информационную грамотность.
Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 7:16:18 — 7:34:40).
«Профессиональные дефициты учителей в области развития критического и творческого мышления обучающихся: результаты исследования» — так звучала тема доклада Анастасии Белолуцкой и Татьяны Щербаковой, сотрудников лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых. «В первой части исследования мы попытались выяснить, как педагоги оценивают свои умения работать с критическим и творческим мышлением обучающихся. Второй раздел исследования был посвящен определению реального уровня критического и креативного мышления педагогов. В третьей части исследования содержались задания, которые требовали от респондентов показать, как они работают над развитием критического и творческого мышления своих учеников, то есть непосредственно показать свои педагогические навыки, технологии и методики», — описывает задачи исследования на каждом этапе Татьяна Владимировна. Проанализировав ответы более чем 600 педагогов, сотрудники лаборатории сделали следующие выводы.
- Критическое мышление на нейтральном материале и критическое мышление по отношению к себе и собственному профессионализму — не одно и то же.
- Доля педагогов, у которых в явном осознанном виде есть запрос на профессиональное развитие в области критического мышление — около 12%; на творческое — около 15%.
- Концепт творческого мышления субъективно педагогами понимается более сложным и менее знакомым, чем критического.
Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 3:03:44 — 3.24.58).
Заключающим стало выступление Анны Якшиной, сотрудника лаборатории развития ребенка. Она представила доклад «Оценка и развитие качества условий для поддержки детской игры в дошкольных группах». Анна Николаевна рассказала о разработанном лабораторией оценочном инструменте «Шкала оценки условий для поддержки детской игры в дошкольной группе» и поделилась результатами исследования качества условий для развития детской игры с помощью упомянутой шкалы в 28 дошкольных группах Москвы. «Для развития качества условий для поддержки детской игры важна рефлексия педагогами своего понимания игры, логики ее развития и развивающей ценности игры, а также своей роли в сопровождении игры», — заключила спикер.
Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 5:38:18 — 6:17:50).