Продолжаем серию интервью со спикерами Третьего ежегодного международного симпозиума «Образование и город: образование и качество жизни в городе». Рассказать побольше о себе, а также поделиться мнением о прошедшем мероприятии мы попросили Джо О’Хару, президента Европейской ассоциации исследователей образования, директора Центра оценки, качества и инспекции при Дублинском городском университете (Ирландия).
Джо О’Хара не только принял участие в нескольких мероприятиях, но и стал программным председателем организационного комитета, представив таким образом Дублинский городской университет — соорганизатора симпозиума.
Большое спасибо за отзывчивость и время, уделенное этому разговору! Вы являетесь президентом Европейской ассоциации исследователей образования (EERA). Расскажите о значении ассоциации для европейского образования.
Я не претендую на объективность, однако считаю, что Европейская ассоциация исследователей образования играет важную роль как платформа для специалистов из европейских стран и регионов по обмену идеями и научными достижениями в сфере образования. Ассоциация предоставляет ученым возможности для сетевого сотрудничества, общения и установления новых связей. Главная цель этой деятельности — проведение научных исследований на пользу общества. Это наша мотивация. Мы содействуем членам ассоциации и коллегам из других организаций в проведении исследований. Мы стремимся улучшить социальные структуры и социальную политику путем вовлечения различных сторон и выполнения высококачественной исследовательской работы. Ассоциация объединяет ученых из европейских и других стран и имеет комплексную структуру. В ее состав входят 42 ассоциации из 37 регионов и стран и 33 академические сетевые организации. Также издается научный журнал. Еще мы организуем ежегодную научную конференцию, которая в этом году, к сожалению, проходит в дистанционном формате. Так что ассоциация обширна, и мы стараемся поддерживать и развивать ее.
Расскажите, пожалуйста, о своей работе в Центре оценки, качества и инспекции при Дублинском городском университете (Centre for Evaluation, Quality & Inspection, Dublin City University).
Мой профессиональный интерес составляют вопросы качества образования. Это очень актуальная тема. Качественное образование необходимо всем, но здесь нужно уточнить: что именно оно собой представляет? Другой вопрос заключается в том, как его обеспечить. Мы изучаем основополагающие принципы качества в образовании и механизмы обеспечения качества.
Другим направлением работы является инспектирование — подход, который наиболее распространен в странах Европы, когда в школу приходит инспектор и наблюдает за учебным процессом. Но мы также работаем в более широком контексте, развивая общую теорию оценивания, которая представляет источник наших новаторских идей и концепций. Например, один из новых подходов состоит в том, чтобы определить значимость и ценность того или иного явления.
Важным элементом нашей работы также является разработка методов повышения качества обучения в школах. Значимый вклад здесь вносит моя коллега доктор Сюзанн О’Брайен, которая взаимодействует со школами в области проведения самостоятельной оценки. Наше понимание инспектирования отличается от общепринятого. Инспекция — это не проверка, когда какой-то важный строгий человек приходит в школу и делает всем замечания. Инспекция — это самостоятельная деятельность школы как образовательного сообщества, которое способно обеспечивать качество своей работы. В этом контексте школа представляет свои профессиональные достижения, а также факты, подтверждающие их. Это один из подходов, которым мы руководствуемся.
Другой подход, из которого собственно и возник совместный с МГПУ проект CRELES, заключается в том, что постоянно развивающиеся в этнокультурном отношении сообщества людей оказывают серьезное влияние на наше понимание качества. Важно также отметить, что центр является международной сетью, один из филиалов которой находится в Иллинойсском университете в Чикаго. Там активно занимаются вопросами системы оценивания, основанной на межкультурном диалоге, в школах. Исследовательская работа моих коллег в США направлена на изучение базовых концептов, таких как качество, в рамках различных точек зрения, контекстов и подходов.
Центр в Ирландии занимается краткосрочными проектами в области экспертизы образовательных программ. На данный момент, например, я участвую в экспертной оценке Карлова университета в Праге. Я вхожу в состав международной группы экспертов по этому вопросу. Мы также оцениваем программы, содействующие устранению насилия в европейских школах. Помимо этого, мы оцениваем эффективность программ для ряда европейских проектов. А также сотрудничаем с крупными провайдерами образования в Ирландии с целью оценки их этических программ и ценностей, что является важным аспектом в ирландских школах. Это третье направление деятельности нашего центра.
Таким образом, мы работаем в трех ключевых направлениях: занимаемся масштабной научно-исследовательской работой, экспертной оценкой образовательных программ и реализуем проекты по оценке различных аспектов деятельности образовательных организаций.
Вы уже третий год подряд участвуете в международном симпозиуме «Образование и город». Благодаря этому вы можете увидеть и объективно оценить изменения, которые произошли с проектом за три года. Расскажите о них: каким был и каким стал симпозиум?
Я думаю, что симпозиум получил значительное развитие за последние три года. В особенности это касается развития отношений между коллегами-учеными. Мне кажется, большое количество исследователей со всего мира познакомились и установили связи благодаря той возможности, которую предоставил МГПУ. Это очень важно, поскольку мы не так часто имеем возможность встречаться с коллегами, работающими на разных континентах так, как позволяет пространство этого симпозиума. Благодаря симпозиуму я регулярно общаюсь с коллегами из Европы, Тайваня, США, а наша встреча при этом проходит в Москве. Думаю, в этом заключается одно из главных достижений симпозиума.
С точки зрения научной проблематики симпозиум также прослеживает интересное развитие. От изначальной попытки дать определение понятию «образование в городе» мы перешли к зарождению целого научного направления. Можно говорить о том, что мы сформировали коллектив экспертов из разных областей и теперь разрабатываем новую важную область исследований в сфере образования. Каждый из нас имеет свой уникальный опыт и контекст работы, что позволяет предлагать оригинальные идеи и при этом развивать общую концепцию того, что значит жить в большом городе и заниматься деятельностью, связанной с образованием.
Другим важным достижением симпозиума я считаю укрепление взаимоотношений между Дублинским городским университетом и МГПУ. В прошлом году нам посчастливилось начать сотрудничество в рамках проекта Erasmus+, который посвящен развитию системы управления и оценивания в школах, основанной на межкультурном диалоге (CRELES). Этот проект, по моему мнению, стал одним из ключевых результатов работы симпозиума. Без него сотрудничество в таком формате вряд ли бы состоялось.
Благодаря симпозиуму мы познакомились с московскими коллегами и создали новую сеть взаимодействия в рамках общих исследовательских интересов. Для меня это невероятно ценно, это реальный плод сотрудничества. Поэтому, говоря о развитии симпозиума, я в основном имею в виду укрепление научно-исследовательских связей, которые, в свою очередь, строятся на теплых личных отношениях.
Вы упомянули о совместной работе Дублинского городского университета и МГПУ над проектом CRELES (его полное название звучит так: «Поддержка инклюзивного обучения путем формирования в школах образовательной политики и системы оценивания, основанных на межкультурном диалоге»). Это сотрудничество длится уже год. Как, по вашему мнению, проект продвинулся за это время?
Работа по проекту идет отлично, в особенности учитывая сложившуюся обстановку: в середине года весь мир просто остановился. Удивительно, что мы вообще смогли продолжить начатое. Я считаю, отчасти это произошло благодаря профессионализму и высокому качеству работы исследовательских коллективов, вовлеченных в проект. В частности, я хочу отметить моего коллегу доктора Мартина Брауна, руководителя этого проекта. Он имеет серьезный опыт управления такого рода программами, что помогает поддерживать деятельность в рамках проекта на должном уровне. Особенно меня восхищает то, что мы смогли переориентировать проект и перейти от активностей, требующих очных встреч со специалистами, к разработке исследовательского инструментария и развитию академической инфраструктуры, необходимой для реализации задач проекта. Нам удалось сделать очень грамотный ход по пересмотру ключевых приоритетов проекта. Также хочу добавить, что я общался с национальным агентством (прим: агентство Léargas — куратор международных образовательных и научно-исследовательских программ в Ирландии), и мне сообщили, что CRELES — один из немногих проектов, который продолжил эффективную работу несмотря на пандемию.
Я думаю, благодарить за это нужно наших коллег из Москвы, Австрии, Ирландии и Испании. Я хотел бы отдельно отметить качество их работы. Вероятно, причиной, позволившей нам реализовать такой гибкий подход, являются личные отношения, которые возникли в рамках симпозиума. Мы уверены друг в друге, а потому можем эффективно работать вместе. Мы уважаем профессионализм и знания коллег, и это становится фундаментом для гибкого подхода. Поэтому, когда мы говорим, что надо поменять тот или иной элемент работы, все готовы пойти нам навстречу. Ключевую роль в этом играет доверие. А доверие возникает на основе тех отношений, которые выстроились в ходе продуктивного сотрудничества, а также в контексте обмена идеями и взаимодействия с коллегами из различных стран.
Интервью, перевод: Наталия Агеева
Редактор: Татьяна Сандакова