19 февраля 2020 года состоялось очередное заседание университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании». На заседании с совместным докладом «Преемственность 2.0. Современный детский сад и современная школа» выступили сотрудники Института системных проектов МГПУ: ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребёнка, кандидат педагогических наук Ольга Шиян и заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования, кандидат психологических наук Владимир Львовский.
Выступление Ольги Шиян началось с обозначения полярных мифов вокруг преемственности: «Дети должны быть готовы к школе, потому что школа этого требует, и дети никому ничего не должны, но школа должна быть готова к детям». Она перечислила ожидания учителей от выпускников детского сада и рассказала, что воспитатели считают необходимым для успешности в школе. Ольга Александровна также обозначила представления учителей о «замысле» и «инициативности». Контекст выступления задавался вопросом о том, может ли взрослый без собственного опыта субъектно-ориентированного образования создавать условия для развития самостоятельности и инициативности. Ключевым в данной ситуации является переход от проблемы «готовности» к проблеме «преемственности в развивающемся мире». Данная проблема усугубляется тем, что интересы детского сада и школы не симметричны: хорошая школа может быть нетребовательной к детскому саду, в то время как детский сад по определению заинтересован в запросе школы. Отвечая на этот вызов, представленный проект позволяет детскому саду реализовать свое право на развивающее образование, сообразное дошкольному детству, в школе — отрефлексировать собственные цели и способы работы и реализовать свое право на развивающее образование, сообразное школьному детству.
Владимир Львовский продолжил тему преемственности рассказом об опыте реализации стартового модуля «Первый раз в первый класс». Данный модуль основан на моделях, предложенных авторскими коллективами под руководством Галины Цукерман, Алексея Воронцова, Елены Чудиновой. Были представлены результаты совместного проектирования модуля с педагогами школ, включившимися в проект в 2019 году, в том числе модель реализации стартового модуля и её предметное содержание. Подробнее Владимир Львовский остановился на трудностях пилотного внедрения модуля.
В обсуждении доклада приняли участие сотрудники лабораторий, педагоги детских садов и школ, психологи в сфере образования. Поднимались вопросы формирования мышления дошкольников и младших школьников, организации внедрения стартового модуля, сопровождения педагогов, реализующих стартовый модуль.